* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПЛОТИН
ПЛИНТ (греч. «плитка, брусок»). Нижняя и, соответственно, наиболее широкая часть базы колонны, имеющая форму квадратной плиты; в высоту составляет примерно 1/3 всей базы; как правило, не украшена. В римской системе архитектурных ордеров наличие плинта обязательно, но в архитектуре Древней Греции базы, как правило, употреблялись без плинта. Л. Т. ПЛОТИН (204/205–270 н. э.). Философ; основоположник неоплатонизма. Родом из Египта; учился в Александрии у Аммония Саккаса. В надежде приобщиться к персидской и индийской мудрости предпринял неудавшуюся попытку попасть на Восток с армией римского императора Гордиана. Затем, в 244/245, основал в Риме собственную философскую школу. Пользовался покровительством разделявшего его взгляды императора Галлиена, с чьей помощью надеялся создать по образцу платоновского государства город Платонополь на юге Италии, но этот план осуществить не удалось. До нас дошли тексты устных лекций Плотина, записанные, обработанные и изданные его учеником Порфирием под названием «Эннеады». Плотин считал себя верным последователем Платона, поэтому свою философию излагал в виде толкования платоновских текстов, взятых, впрочем, не по отдельности (как это стали делать неоплатоники в дальнейшем), а в их совокупности. Развивая доктрину Платона, он учил, что бытие происходит из трансцендентного бытию и миру начала, которое называл Единым или Первым, а также Благом. Путем эманации, т. е. истечения избытка из Единого, последовательно рождаются две его трансцендентные ипостаси — Ум и Душа. Третья ипостась Единого — это Космос, сотворенный Душой по модели Единого и пронизанный ею, но, в отличие от Единого и двух первых его ипостасей, живущий в пространстве и времени. Виновница всех этих отпадений от Единого — вечно сущая материя, которую Плотин толкует как темное и злое начало, или, пользуясь языком пифагорейцев, «двоицу», т. е. начало дерзостного раскола. Находящиеся в мире отдельные души это не что иное, как разрозненные части Души мировой, таящие в себе ее целостный образ и стремящиеся к ней вернуться. Препятствием к этому является опять же материя: она внушает отдельной душе гордое себялюбие и стремление к отдельности. Чтобы добиться чаемого слияния с Душой и через нее — с высшим совершенством Единого, отдельная душа должна освободиться от уз материи, сдерживающих ее порыв. Однако, заключая мировую Душу в себе самой, каждая отдельная душа может приобщиться к ней только путем сосредоточения и погружения в саму себя. Первый этап на этом пути — занятие диалектикой, беспощадно разоблачающей внутреннюю противоречивость и, следовательно, несостоятельность расхожих понятий и открывающей понятия истинные. Второй и высший этап — это полное погружение в самого себя, т. е. в соприсутствующее в отдельной душе божественное начало и экстатическое с ним слияние. Таким образом, путь к первоначалу всего отдельная душа находит в самой себе.
533