* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПИЩА
ПИЩА древних греков была в основном достаточно простой; роскошный, изысканный стол представлял большую редкость. Основную часть повседневного рациона составляли продукты растительного происхождения, прежде всего хлеб из ячменя, реже из пшеницы. Часто ели также ячменную или пшеничную кашу. Неотъемлемым элементом питания были овощи и фрукты (оливки, лук, чечевица, бобы, капуста, инжир и т. д.). Из животной пищи употреблялись в пищу сыр (чаще овечий или козий), морская и пресноводная рыба (некоторые ее виды, напр., угри из Копаидского озера, считались деликатесом). Мясо (говядину, свинину, баранину) ели довольно редко, обычно в дни больших праздников, после жертвоприношения. Основным напитком было смешанное с водой вино. Пищу принимали трижды в день. Первый завтрак (рано утром) и второй завтрак (около полудня) были легкими, часто даже без горячих блюд. Последняя и основная трапеза — обед — начиналась с наступлением вечера и заканчивалась иногда поздно ночью. Именно обед, происходивший на мужской половине дома, являлся средоточием домашней жизни. Зачастую на него приглашались гости; в таких случаях жена и дети хозяина на пире не присутствовали. После собственно пира обычно начинался симпосий — совместная попойка. Греки ели, возлежа на ложах (обычно на одно ложе ложились два человека); лишь женщины, если они присутствовали за столом, ели сидя. Перед каждым ложем ставился небольшой низкий стол, который уносился и заменялся новым при смене блюд. Пищу, лежавшую на глиняных блюдах, ели чаще всего руками, столовых приборов не знали (за исключением ложек для жидких кушаний). Поэтому на столах были чаши с водой для омовения рук. В некоторых греческих полисах (в Спарте, на Крите) практиковались совместные общественные трапезы — сисситии, являвшиеся интегральным элементом общественной жизни. И. С. ПЛАНУД МАКСИМ (ок. 1260–1310). Византийский филолог, монах, составитель антологии греческих эпиграмм, явившейся сокращенным изданием (7 книг) антологии Константина Кефалы (см. «Палатинская антология»). В ней также имеются некоторые эпиграммы, отсутствующие у Кефалы. Антология Плануда была издана в 1494 во Флоренции. Кроме того, Плануд переводил с латинского Катона, Цицерона, Цезаря, Овидия и других латинских авторов, писал работы по грамматике. В. Л. ПЛАТЕИ. Греческий полис в области Беотия. Традиционно враждовал с Фивами. С 519 до н. э. находился в тесном союзе с Афинами; в 490 до н. э. жители Платей приняли участие в сражении с персами при Марафоне. В 479 до н. э. неподалеку от города состоялась Платейская битва — одно из крупнейших событий Греко-персидских войн. В Пелопоннесской войне Платеи участвовали также на стороне Афин; в 427 до н. э. после длительной осады были взяты войском спартанцев и фиванцев, население подверглось жестокой расправе. И. С.
530