* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПЕРГАМСКАЯ ШКОЛА СКУЛЬПТУРЫ
ПЕРГАМСКАЯ ШКОЛА СКУЛЬПТУРЫ. Одна из трех основных — наряду с родосской школой скульптуры и александрийской школой скульптуры — локальных традиций эллинистической скульптуры. К числу ее главных произведений относятся рельефы Пергамского алтаря, группа Пасквино, статуя «Умирающий галл» (копия — Рим, Капитолийский музей) и статуарная группа с изображением галла, который убивает себя и свою жену (копия — Рим, Национальный музей), украшавшая двор святилища Афины Никефоры в Пергаме. Работы пергамской школы отличали мощная пластика обобщенных и монументальных форм, далекая от свойственных родосской школе дробной детализации и каллиграфического изящества линий, а также витальная сила, исходящая от образов; активно разрабатывалась и часто применялась пирамидальная композиционная схема. С течением времени, однако, образы пергамской школы приобретали все более открытый вовне характер. Так, «Умирающий галл», созданный в последние годы раннего эллинизма, еще сохраняет признаки классической пондерации и замкнутость действия на себе, тогда как сложенная в пирамиду композиция «Галл, убивающий себя и свою жену», одновременно наделена центробежной силой: жена галла, пронзенная его мечом, никнет к земле; между тем галл, который поддерживает ее левой рукой, резко отвернул голову в сторону и вскинул ее вверх. Пергамскую школу нередко и не без основания сближают с искусством барокко. Она сходна с барокко не только своим стилем, но и судьбой: после пышного расцвета она была вытеснена с художественной сцены новым, классицизирующим искусством неоаттицизма и забыта античными ценителями искусства, подобно тому как барокко, в XVII — 1-й пол. XVIII в. безраздельно господствовавшее в художественной жизни Запада, было затем вытеснено из нее восторжествовавшим классицизмом. Л. Т. ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ. Один из основных памятников эллинистического искусства, главная достопримечательность Пергама; алтарь, сооруженный и украшенный скульптурой в годы правления пергамского царя Евмена II (197–159 до н. э.) в ознаменование побед пергамлян над вторгшимися в Малую Азию кельтскими племенами (см. Кельты) галатов; посвящен Зевсу. Находился в центре священного участка, вход на который открывался с востока, однако сам алтарь был обращен фасадом на запад, отчего посетитель не мог не обойти постройку и не увидеть значительной части пышного скульптурного фриза, окружавшего со всех сторон высокий подиум алтаря. В этот подиум (36?34 м в плане) врезана широкая лестница, ведущая наверх к внутреннему двору с жертвенником, сзади и с боковых сторон окруженному стенами; вдоль стен тянется ионическая колоннада, выдвигаясь и на щеки лестницы. Открытость фасада, активная экспансия его боковых сторон в наружное пространство создает эффект втягивания пространства внутрь алтаря. Это относительное (сравнительно с классической традицией) усиление динамического момента распространяется с архитектурного образа на его продол510