* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПЕРГАМЕНТ
которая была поставлена ок. 420 до н. э. в Олимпии у храма Зевса как посвящение навпактцев и мессенян в благодарность за одержанную ими военную победу. Эта статуя найдена археологами в поврежденном виде (ныне — Олимпия, Музей), однако реконструируется с помощью изображений на монетах и сохранившейся реплики головы. Стояла на высокой (9 м) базе с посвятительной надписью. Ника изображена парящей над облаками; ее плащ развевается по ветру, а тонкая ткань хитона плотно облегает тело. Однако атектонический эффект парящей в воздухе фигуры и живописность как бы прозрачной ткани при всем их новаторстве сочетаются с некоторой скованностью позы, напоминающей о том, что Пеоний был современником архаизирующего скульптора Алкамена. Л. Т. ПЕПЛОС. Древнегреческая верхняя женская одежда. Представлял собой платье, чаще всего шерстяное, закалывавшееся булавками на плечах, иногда подпоясываемое. И. С. ПЕРГАМ. Город на западе Малой Азии, столица Пергамского царства. В архитектурном плане оформился прежде всего за время с сер. III до сер. II в. до н. э. Особенно интересен акрополь, располагавшийся на нескольких поднимавшихся уступами террасах. На нижней находилась Верхняя агора; выше — терраса с алтарем Зевса, или Пергамским алтарем, над ней — терраса со святилищем Афины Никефоры, знаменитой Пергамской библиотекой и царскими дворцами. Святилище с трех сторон обрамляли двухэтажные портики с дорической колоннадой в нижнем и ионической (с рельефной балюстрадой) в верхнем этажах; оба ордера (дорический ордер и ионический ордер) здесь имели заметно облегченные формы (широкие интерколумнии; тонкие колонны и невысокий антаблемент). В святилище находился храм Афины Никефоры — дорический периптер также с облегченным ордером и отношением числа колонн на сторонах 6?10. Там же стояли многочисленные статуи, созданные мастерами пергамской школы скульптуры, в том числе и поставленные в честь победы над галатами. Л. Т. ПЕРГАМЕНТ, п е р г а м е н. Один из основных писчих материалов поздней античности. Был изобретен в Пергаме ок. 180 до н. э. в связи с запретом на экспорт папируса, введенным Птолемеями. Изготовлялся из кожи домашних животных (бычьей, телячьей, свиной), особым образом обработанной, очищенной от шерсти и выдубленной. Пергамент был более долговечным, чем папирус, но более сложным в изготовлении. Книги из пергамента имели форму кодексов — переплетенных тетрадей прямоугольных листов. Пергамент оставался важнейшим писчим материалом и в послеантичное время, вплоть до вытеснения его бумагой. И. С.
509