* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
НЕОПЛАТОНИЗМ
на, с другой — целым рядом черт (в частности — черт, усвоенных из аристотелизма, стоицизма и пифагореизма), которые выделяют их в рамках платонизма в особую интеллектуальную и мировоззренческую традицию (при том, что сами неоплатоники считали себя только учениками и толкователями Платона). Неоплатонизм значительно способствовал возрождению роли мифологии, выступал как языческая альтернатива христианству. Возник ок. сер. III в.; его основателем обычно считают Плотина, которым разработано важное для дальнейшего развития платонизма учение о Едином как первоначале бытия, находящемся, однако, за его пределами. Неоплатоническое представление о божестве — совсем иное, чем в стоицизме: здесь божество нематериально, трансцендентно, определимо апофатически. Важными понятиями неоплатонического учения также являются Ум и Душа, возникающие из Единого путем эманации (самопроизвольного истечения избытка, в нем содержащегося). Космос, вслед за Платоном, рассматривался как сотворенный Демиургом; при этом последний у разных философов отождествлялся либо с Умом, либо с Душой, обращенной к Единому в любовном созерцании и в то же время — к миру. Душа человека является частицей мировой Души и стремится к воссоединению с ней. Таковое достижимо умозрительным путем платоновской диалектики, однако полное слияние с Душой и через нее с Единым возможно только посредством погружения в себя и последующего экстаза. Учеником Плотина был Порфирий, который своей разработкой логических проблем положил начало освоению неоплатонизмом аристотелевского наследия. Следующая стадия развития неоплатонизма представлена Ямвлихом (III–IV вв. — и основанной им сирийской неоплатонической школой. Ямвлих ввел в неоплатонизм теургию, а также новый метод толкования платоновских текстов. Ответвлением сирийской школы неоплатонизма стала пергамская школа (IV в.). В ней еще большее внимание уделялось проблематике мифа и ритуала; ее видными представителями были Саллюстий и император Юлиан. В платоновской Академии неоплатонизм утвердился на рубеже IV–V вв. благодаря ее руководителю Плутарху Афинскому. Самым видным представителем афинского неоплатонизма был Прокл (руководитель Академии с 437), чьи сочинения подытожили развитие неоплатонизма. Последним главой афинской Академии стал неоплатоник Дамаский, при котором в 529 Академия указом императора Юстиниана была закрыта. Последняя неоплатоническая школа — александрийская (V — нач. VII в.), где тенденция к включению в неоплатонизм аристотелевского учения достигла апогея. Виднейшими александрийскими неоплатониками были Симпликий и Иоанн Филопон, комментировавшие Аристотеля. К числу неоплатоников также принадлежала жившая в Александрии Гипатия. Несмотря на противостояние неоплатонизма христианству, понятийный и терминологический аппарат первого лег в основу философии отцов Церкви. Особенно сильное в ранее средневековье, но и позже немалое влияние неоплатонизм
454