* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АРХИТЕКТУРА
колоннам, т. к. несли относительно легкие деревянные балки. Введение же каменного антаблемента заставило резко усилить толщину колонн, тем более что сами антаблементы были сначала особенно толстыми; это прежде всего касается дорического ордера. Гипертрофия архитектонических масс была особенно велика в первых дорических постройках из камня (храм Артемиды на Корфу, ок. 600 до н. э.; храм Аполлона в Сиракузах, 1-я четв. VI в. до н. э.); так, в храме Аполлона высота архитрава составляла больше четверти высоты колонн, а среднее отношение высоты колонны к ее нижнему диаметру составляло меньше четырех; интерколумнии были yже колонн. Дальнейшая эволюция дорического ордера была направлена на избавление от такой архаической массивности в сторону большей легкости и свободы конструктивных элементов: антаблемент становился тоньше, интерколумнии — шире, колонны — стройнее, их энтазис постепенно уменьшался, капители делались менее распластанными, при этом профиль эхина терял припухлости с боков. Этот процесс хорошо виден на примере храмов Великой Греции. Своего апогея он достиг в Парфеноне: здесь тектонический образ работающей конструкции ассоциируется уже не с изнурительным напряжением тяжелой вынужденной работы, а с бодрым мускульным тонусом добровольной активности. Тем самым ордер Парфенона явился полным осуществлением самой идеи архитектурного ордера, а в глазах людей своего времени стал архитектурным воплощением идеала полисной демократии, образа свободного человека и гражданина полиса. Ионический ордер возник позднее дорического, в 50-е гг. VI в. до н. э. в Ионии (3-й храм Геры на Самосе, 2-й храм Артемиды в Эфесе, Дидимейон). Первоначально это был малоазийский вариант архитектурного ордера, характеризующийся отсутствием фриза. Дальнейшее его развитие протекало в греческой метрополии, где он, прежде всего под влиянием господствовавшего там дорического ордера, получил фриз; впрочем, в отличие от дорического фриза он был сплошным (ленточным) и обычно нес на себе единую фигурную композицию. Первыми памятниками этой важной (прежде всего для развития скульптуры) перемены стали небольшие здания трех сокровищниц — сифнийцев, массалийцев и книдян — на территории святилища в Дельфах, построенные в 30-е гг. VI в. до н. э.; в 478 или 475 до н. э. там же была сооружена первая ионическая постройка афинской работы — Стоя афинян. Во 2-й пол. V в. до н. э. ионический ордер развивался уже на почве Афин, оформившись там в свой т. н. аттический вариант, близкий к каноническому (храм Афины-Ники, Эрехтейон); в частности, вырабатывается т. н. аттическая база. Наряду с влиянием дорического ордера на ионический имело место, особенно в V в. до н. э., и обратное влияние. Оно сказалось на архитектуре Великой Греции, а также Афин. Тенденция к сближению двух ордеров здесь проявилась в том, что ионический ордер иногда бывал включен в интерьер дорических построек (Парфенон, Пропилеи), иногда отдельные ионические элементы включались в контекст дорического ордера (ленточный фриз Парфенона и Гефестейона). Данная тенден98