* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АРХИТЕКТУРА
богатых и могущественных властителей, которые прежде могли обеспечить масштабные и дорогие строительные работы. Возводятся лишь скромные сооружения из недолговечных материалов. В строительстве начинается длительный застой, приводящий к разрыву преемственности архитектурных и инженерно-технических традиций. Когда же в кон. IX в. до н. э. греческая архитектура наконец дала о себе знать, ей пришлось, по сути дела, начать сызнова, заимствуя из эгейского зодчества лишь отдельные элементы. Главным таким заимствованием явился мегарон. Однако в греческой архитектуре он был принципиально переосмыслен, из жилой постройки сделавшись сначала храмом, а затем — композиционным и сакральным (целла) ядром большого храма, внешней причиной чему стало начавшееся после вторжения дорийцев использование мегаронов, прежде принадлежавших микенским властелинам, в качестве культовых зданий, которое закрепило в коллективном сознании ассоциацию между формой мегарона и сакральностью постройки. Древнейшим археологически засвидетельствованным греческим храмом является храм Артемиды Орфии в Спарте (IX–VIII вв. до н. э.), однако сохранность остатков такова, что судить о форме его плана нет возможности. Лучше сохранились остатки храма в Дреросе (VIII в. до н. э.) и храма А в Принии (VII в. до н.э) — оба на о. Крит, а также терракотовые модели храмов 2-й пол. VIII в. до н. э. из Аргосского Герайона (Афины, Национальный музей) и Перахоры близ Коринфа; все они — с теми или иными модификациями — воспроизводят общую модель мегарона. Если центральным объектом минойско-микенского архитектурного творчества являлся функциональный тип дворца, то в архитектуре греческой аналогичная роль была отведена храму как зданию, репрезентирующему единство общества (полиса), а не волю отдельного лица, как дворец. Свою классическую форму храм получил в архитектуре V в. до н. э., но прежде чем это случилось, данный тип постройки претерпел длительную эволюцию, начавшуюся с мегарона. Принципиально переменился характер членения внутреннего пространства. Если в храмах VIII–VII вв. до н. э. оно делилось одним продольным рядом колонн на два нефа (храмы в Дреросе, Ферме, Неандрии в Эолиде, 1-й храм Геры на о. Самос), то с кон. VII в. до н. э. входит в обычай делить пространство двумя продольными рядами на три нефа, отчего главная ось интерьера, на которой расположена главная культовая статуя, становится открытой для зрения (впрочем, отдельные храмы с двухнефной целлой строились и в VI в. до н. э., напр., храм Геры I в Посейдонии, ок. 540 до н. э.). Также уходит в прошлое традиция членить стены в интерьере наоса деревянными лопатками (2-й храм Геры на о. Самос) или выступами стены, образующими своего рода ниши (2-й храм Геры в Олимпии). Зато в кон. VII в. до н. э. к целле с пронаосом добавляется опистодом (первый известный случай — 2-й храм Геры в Олимпии), что явилось отступлением от схемы мегарона с его однофасадностью и придало целле больше симметричности. Еще раньше вокруг
96