* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АРИСТИД
АРИСТИД (ок. 530–467 до н. э.). Афинский полководец и политический деятель, активный участник Греко-персидских войн. Происходил из знатной, но небогатой семьи. Начал политическую деятельность как соратник Клисфена, один из лидеров умеренной демократии. В 490 до н. э. в качестве стратега участвовал в сражении при Марафоне, поддерживал тактику Мильтиада. В 489 до н. э. был архонтом-эпонимом. В течение 480-х гг. до н. э. являлся главным политическим противником Фемистокла, сторонником первоочередного укрепления сухопутного войска Афин. В 482 до н. э. в ходе политической борьбы был изгнан из Афин посредством остракизма, но в 480 до н. э. досрочно возвращен ввиду опасности, нависшей над Грецией в связи с походом Ксеркса. После этого несколько лет подряд избирался стратегом. В 480 до н. э. он отличился в Саламинской битве, в 479 до н. э. командовал афинским контингентом в Платейской битве. В 478 до н. э. выступил инициатором создания Делосского союза и установил нормы фороса для его членов. Позже отошел от политической деятельности. В последующей античной традиции Аристид имел исключительно высокую репутацию как образец неподкупного, беспристрастного, безупречного в моральном отношении политика. И. С. АРИСТИД С т а р ш и й (сер. IV в. до н. э.). Живописец; видный представитель и, вероятно, глава фиванской школы живописи. Автор психологически выразительных, полных драматизма картин «Просящая» и «Больной». Его картину, изображающую молодую мать, которая умирает от раны и отталкивает от себя своего голодного младенца, тянущегося к ее груди, Александр Македонский увез в 335 г. до н. э. из разрушенных им Фив в столицу своей державы Пеллу. Л. Т. АРИСТИД Э л и й (117 или 129–189 н. э.). Оратор, представитель Второй софистики. Родился в Мисии, в семье знатных родителей, получил блестящее образование — его учителями были Герод Аттик, грамматик Александр из Котиея и пергамский ритор Аристокл. В молодости много путешествовал, выступая публично с риторическими декламациями в Египте, в Афинах, на о. Родос, на Истмийских играх и в Риме. Большую часть жизни провел в Смирне, где занимал высокое положение и был окружен славой и почестями. Аристиду при жизни были поставлены памятники в некоторых городах Египта, Греции и Малой Азии. От него дошло 55 речей и два небольших риторических руководства. Аристид виртуозно владел языком классической греческой литературы, стремясь подражать великим мастерам аттического красноречия и особенно Исократу; поэтому он считался современниками классиком красноречия. Среди речей Аристида есть хвалебные, политические, праздничные. Особенно интересны 6 декламаций, вошедшие в историю литературы под названием «Священные речи»: в них оратор рассказывает о своей долгой болезни и общении с богом-целителем Асклепием, являвшимся ему в снах. Описанием этих снов, в которых участвуют многие персонажи старинных времен
75