* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АРАТ
читалась современниками, несмотря на ее невысокую научную ценность, о чем писал в комментариях к «Феноменам» астроном Гиппарх. «Феномены» получили высокую оценку Каллимаха, который приравнял Арата к Гесиоду; ими восторгались Цицерон, Вергилий, Овидий. Кроме того, Арат был автором эпиграмм, гимнов, эпитафий, писем, а также дидактических поэм на медицинские темы; однако, если «Феномены» дошли до нас полностью, то от остальных произведений Арата сохранились скудные фрагменты. В. Л. АРАТ (271–213 до н. э.). Греческий политический деятель и полководец эпохи эллинизма. Уроженец Сикиона. В 251 до н. э. стал инициатором присоединения своего города к Ахейскому союзу, после чего на протяжении многих десятилетий был признанным лидером этого объединения, определял его внешнюю политику; неоднократно избирался союзным стратегом. Под руководством Арата Ахейский союз начал быстро расширяться, превращаясь в одно из сильнейших государств Греции; в него входили всё новые полисы (Коринф, Мегалополь, Аргос и др.). Однако неудачи в борьбе за власть в Пелопоннесе со спартанским царем Клеоменом III заставили Арата в 224 до н. э. перейти на сторону ранее враждебной Ахейскому союзу Македонии и признать ее верховенство, что повлекло временное ослабление союза и утрату им ряда территорий. Позже Арат был отравлен по приказу македонского царя Филиппа V, заподозрившего его в нелояльности. Арат являлся одним из последних крупных политических лидеров Греции, талантливым администратором, тонким дипломатом; менее удачлив он был как военачальник. В то же время определенная беспринципность Арата, его склонность к интригам, непомерное властолюбие стали причинами того, что позитивные достижения первого периода его правления были впоследствии по его же вине сведены на нет. Арат написал мемуары, сохранившиеся лишь во фрагментах. И. С. АРАХНА. В древнегреческой мифологии дочь Идмона, простого красильщика тканей из Колофона. Славилась необычайным искусством прядения и вышивания, посмотреть на ее работу приходили даже нимфы. Арахну погубила заносчивость: похваляясь, что превзойдет в своем искусстве Афину, она вызвала гнев богини, которая сначала явилась к Арахне в образе дряхлой старухи и предупредила о необходимости смирения перед богами. Осмеянная Арахной, Афина приняла свой обычный облик и вызвала дерзкую на состязание. Афина выткала ткань с изображением 12 олимпийских богов, а по краям, в назидание сопернице, изобразила людей, дерзнувших состязаться с богами. Арахна же выткала любовные похождения богов. Хотя ткань Арахны ничем не уступала ткани, сделанной Афиной, оскорбленная богиня порвала работу Арахны и поразила ее челноком в лоб. Не выдержав позора, Арахна повесилась, но Афина вынула ее из петли и превратила в паука, который вечно плетет паутину. В. Л.
66