* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
при изготовлении крупных керамических изделий рез¬ ко повышаются деформации в процессе термической обработки, что приводит к растрескиванию изделий и большому количеству брака. Для получения готового изделия керамическую мас¬ су формируют, сушат, а затем обжигают при высокой температуре. Этот последний процесс очень важен для качества кирпича. Только при температуре, близкой к точке плавления, поры закрываются и кирпич переста¬ ет впитывать влагу. В противном случае скапливающая¬ ся в порах вода зимой замерзает, разрывает кирпич и он начинает крошиться. Нормально обожженный гли¬ няный кирпич имеет красный цвет, а при ударе издает чистый звук. Недожженный кирпич желтого цвета из¬ дает глухой звук. Цвет керамического кирпича обусловлен процентным содержанием окислов железа в применяемой глине. На широких просторах Р Ф существует много залежей глины различной по цвету (белая, серая, серо-голубая, серозеленая, светло-желтая, желтая, темно-желтая, светлофиолетовая) и по своему составу. Цвет глины в при¬ родном состоянии определяют органические и неорга¬ нические примеси, всегда присутствующие в глинистых материалах. Цвет обожженных керамических изделий определяется примесями минерального происхожде¬ ния, температурой обжига и качеством печной атмос¬ феры (восстановительная, окислительная, нейтраль¬ ная). Органические примеси не оказывают влияния на цвет обожженных изделий. Красный цвет изделия получается при обжиге в окис лительной среде, темно-коричневый или черный — при обжиге в восстановительной среде. Вместе с тем, исполь¬ зование различных добавок в процессе изготовления кирпича позволяет добиться большого разнообразия цве¬ товой палитры керамических изделий. Кирпичи выпускают как полнотелыми, так и пусто¬ телыми. Обычный (одинарный) кирпич пластического формо¬ вания применяют для возведения наружных и внутрен78