* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КОНЦЕПЦИЯ
573
следующие. 1. Адекватная постиндустриальному состоянию общества форма выражения (организации, функционирования и развития) производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной смешанной экономики рыночного типа в качестве ведущего элемента общественного воспроизводства и решающего фактора экономического роста. 2. Сформированные в результате инвестиций и накопленные человеком определенный запас здоровья, знания, навыки, способности, мотивации, которые ведут к росту квалификации работника, целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности и качеству его труда и тем самым ведут к росту заработков данного человека. Таким образом, Ч. к. – это не просто совокупность знаний, навыков, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас знаний, навыков, способностей. Во-вторых, это такой запас знаний, навыков, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. В-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем инвестирования в образование, здоровье и др. увеличить, накопить новый запас знаний, навыков и мотивации, с тем чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить. Выделяют четыре главных подхода к формированию Ч. к. к.: атрибутивный, генетико-исторический, функционально-целевой, воспроизводственный. В рамках атрибутивного подхода изучаемое явление характеризуется с точки зрения его атрибутивных качеств и свойств, признаков и черт, отличающих его особенную природу, специфические признаки. Важнейшими атрибутивными свойствами живой человеческой личности являются присущие ей потребности и способности, и прежде всего способность к труду и способность к потреблению, входящие в структуру производительных сил человека. В рамках генетико-исторического подхода изучаемое явление характеризуется с точки зрения выявления его общественно-исторической специфики, уровня зрелости его генетических свойств, степени