
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
116 Драйвер значения — катод испускает ю не много меньше, то немного больше электронов. Такие нерегулярные колебания тока около среднего значения — ф л у к т у а ц и и то¬ к а (см.) происходят во всяком процессе, который представляет собой результат очень большого числа отдельных элементарных процессов. В рассматриваемом случае таким элементарным про цессом является вылет каждого отдельного электрон а из катода. Д . э. особенно заметен в том слу чае, когда лампа работает в ре жиме т о к а н а с ы щ е н и я (см.), так как в этом случае величина анодного тока непосредственно за висит от числа вылетевших элек тронов. Но и в обычных условиях работы электронной лампы, когда анодный ток меньше тока насы щения, анодный ток все же отча сти зависит от эмиссии катода и все время испытывает небольшие нерегулярные колебания. После достаточно большого усиления эти колебания создают в телефоне шум, напоминающий звук падаю щей дроби, почему все явление и получило назнание Д. э. В многоламповых приемниках с боль шим усилением Д. э. первых ламп является одним из источников ш ум ов приемника (см.). Д . э. используется в ш у м о в ы х д и о д а х (см.) для полу чения ш у м о в о г о напряже н и я (см.), имеющего сплошной спектр. Дроссель — катушка самоин дукции, применяемая в качестве большого и н д у к т и в н о г о со п р о т и в л е н и я (см.) для пере менных токов. В том случае, если Д. должен об л ад ать бо л ьш и м и нд укти внмм сопротивлением для токов низкой частоты, он делается с ферромаг нитным сердечником. Д., предназ наченный в качестве большого ин дуктивного сопротивления для токов высокой частоты, делается либо без сердечника, либо с сер- веденную выше формулу вместо полной скорости движения при емника входит проекция этой ско рости на направление линии, со единяющей приемник с излучате.лем (эта проекция, называемая .лучевой скоростью, определяет «скорость изменения расстояния между излучателем и приемшиком). Для электромагнитных волн *с=300 000 км/сек и д а ж е при больших скоростях движении иэ.лучателя или приемника отноше*ние — невелико, а значит не¬ с гвелико и относительное изменение -частоты. Однако его нетрудно из(мерить, поскольку сравнение ча стот может производиться с боль шой точностью. Поэтому Д . э. на ходит практическое применение, например, для определения скоро сти движения самолетов и ракет. Д . э. возникает также в слу чае звуковых волн, на которых он и был впервые изучен Допплером. Поскольку скорость распростране ния звуковых волн гораздо мень ше, чем электромагнитных, то да же пр» не очень больших скоро стях движения излучателя или приемника изменение частоты звука, вызванное Д . э., оказы вается значительным и может быть обнаружено на слух (на пример, изменение высоты тона гудка (встречного паровоза). Драйвер — то же, что в о з б у дитель (см.). Дробовой эффект—нерегуляр ные колебания тока т е р м о э л ектройной эмиссии (см.) катода. Они обусловлены тем, что толь ко в среднем за достаточно боль ш и е промежутки времени катод !испускает одинаковое число элек• тронов и поэтому среднее значе н и е электронного тока остается неизменным. При этом все время !происходят небольшие нерегуляр н ы е отклонения от этого среднего V