
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Шев •- Шев - 250 7-= Шев — Шев Москву, посла въ в м е с т е съ нимъ къ Ijai opire ieзуита Антонин Π оссеин на, для примирения вою ющих* держав*. Ш е в р н п ш ъ возвратился къ !оанну въ Старицу Π ÏKUH 1531 г. Шевыревъ (Степан* Петрович*), ннроФессоръ слов.есности въ московскомъ универси т е т е , род. въ 1806 г., воспитывался въ москов скомъ унпверситетскомъ благородном* панси о н е , и при окончании курса награжден* золо тою медалью, Π о ступ илъ па службу 1823 г- въ московский"! архиве государственной коллегии пиностранныхъ делъ; въ 1833 г. онределенъ въ московсвий университатъ адъюнктомъ по каоедре русской словесности: съ 1835 г. сде ланъ экстраординарным* профессором* иио тий же, каеедре, а ве 1843 г.—ордпнарн. ироФессоромъ. Учено-литературнан деятельность UJeвырена нредставляетъ три различны къ напра вления, которым* онъ поочередно следовал*. Разсуждеше, написанное им* для получения степени доктора Ф И Л О С О Ф И И : «Теорш поэзии! въ историческом* развитии у древииихъ и н о н ы х Ъ народов*» M- 1836 г., обнаружило въ немъ по дробное и критическое изучение замечатель ных* иностранных* авторов*, писавших* объ этомъ предмете. Разборчивое, критическое усвоение западных* литературных* взглядооъ также высказывалось в * чтениях* Шевырева объ истории поэзии, сначала последовательно помеицавшнхея Б * «Ученых* записках* м о сков ска го универсиитета», потомъ изданных* особою книжкою, подъ заглавном*: «История 11033111 ", т. 1, М. 1835 г. Вступление профес сора Шевырева въ число сотрудниковъ «Мо сквитянина» сопровождалось важнымъ пе реворотом* въ его ученыхъ началах*: лю бовь къ славянскому мнру такъ исключитель но овладела его душой, что въ Hefi иие оста лось более места для должнаго уважения к* западным* литературам*. Отъ этого першда литературной деятельности Шевырева не осталось никакихъ зпачптельныхъ сочине ний. Онъ ограничивался только помещешемъ мелкнхъ критическихъ статей въ уиомянутомъ журнале: между ними вособенно сти замечательна, п о тонкости критическихъ суадепнй, статья, помещенная во H п HI JVS «Москвитянина», IS43 г . , иоде заглавием*: «Светлая π черпая сторона русской литера т у р ы » . Съ 1344 г. Шевырсвъ читадъ в * Мо скве публичные курсы исторш литературы, привлекавшие многочисленных* слушателей. Въ своихъ чтениях* онъ с* каждымъ годом* более и более выступалъ и з * того ограничен н а я круга, въ который добровольно было-эаключился: душа его снова открылась для вос 3 приятия всего прекраснаго, чье оы оно ни оыло, съ видимым*, впрочем* и весьма извини тельным*, пристрастием* ко всему отечествен ному. Сначала лекцди Шевырева помещались въ «Москвитянине»; потом*, въ 1846году, он* собрал* п х ъ , дополнил* подробными примечаюими , и издал* до-сихъ-поръ толь ко два выпуска, подъ заглашемъ: «История русской словесности, преиимуществеино древ ней». Появление каждаго выпуска вызывало многочисленные кришшеекне разборы. Въ обоихъвьипускахъ содержатся еступдешо и десять мерных* декц!й, оонимающихъ явлен in языка н литературы Χ. XI и XII столетий. Периыя три лекцш иосвнщепы наследованиям* родоваго, племен н а го и домашняго отноипенш русскаго языка. При всей обширной начитанности, ав тор* обнаружил* здесь недостаток* прочнаго, основательнасо ФИЛОЛОГическаго образования, и явную наклонность иъ мечтательным* выводамъ, именно, что русскш языкъ, на основании нескольких* сходных* слов*,роднится с* сан скритским* , греческим*, латинским*, и да же не чуждъ еврейскому. Автор* показывает* полное доверие ко всемъ мечтателямъ, стре мившимся къ топ же цели, и выписками нзъ ихъ сочинений наполняет* страницы своей книги. Изс.гЬдования о начале письменного язы ка Славяне почерпнуты изъ творения Добровскаго, ШаФарика, Калайдовича и др., писав ших* о Кирилле и Мееодни. Въ IV и V лекциях* излагаются народно- п о э т п ч е с к 1 Я и р е д а ш я Рус скихъ,—сказки обогатыряхъ, ко.идунахъитаьъназываемые «стихи». Заслуга автора состоит* въ томъ, что онъ первый нзъ русских* внес* въ и с т о р 1 Ю литературы этотъ важный элемент*. Отъ перваго опыта нельзя ни требовать, ши ожидать полной и окончательной обработки; авторъ ограничивается кой-какими догадками, которымъ даже и самъ онъ не приписывает* полной достоверности!. Что касается до рус ских* писателен XI и X l l века, ОеодоЫя, Илаpiona, Нестора, Мономахэ, Даниила Заточника, Кирилла Ту ронскаго и сочинителя «Слова о пол ку Игореве», изложение автора в* пяти послед них* лекщях* не содержите в * сибе почти никакихъ самобытных* пзедедовашй: собрано н повторено то, чти уже было раз сея но н видсказано преждедругими изедедон. наших*дре вностей. ВзглядъШевырева вообще на всю на шу древнюю жизнь, ограничивавшийся одною только религиозною стороиюно, явно опровер гается памятниками, которые и м * же самим* ρ аз с м атр ива юте я. Вообще, последнее сочи неше пр. Шевырева имеетъ достоинство са мой полной и систематически-расположенной