
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Цел — Цел - 88 — Цел — Цел в с е х * другихъ добродетельных* и порочныхъ наклонностей, лежитъ уже въ самок природе нашего духа: рядомъ. съ естествеинымъ, весь ма рано возникающими влечением* одного по ла къ другому» в ъ нашей душ* развивается некоторое особое расположение, умеряющее порывы ,наших* влеченш, препятствующее свободному, бвзпорядочному ихъ обнаружению: это — заетъпчшосшь, стыдливость. Напрас но некоторые психологи старались объяснить это чувство и з ъ обычаевъ и правилъ, внушаомыхъ при в о с п и т а т и ; мы находим* его, хотя конечно значительно ослабленным* и притуп лённым*, даже и въ т * х ъ д е т я х * , в ъ кото р ы х * не могли развить его ни п р и м е р * , ни впушентя, часто скорее притупляющая, ч е м ъ иэощряющдя это чувство. Застенчивость или стыдливость, выражающаяся в ъ отношешяхъ къ другому полу, называется невинностью. Въ начале это — некоторый вид* разумнаго и н с т и н к т а , охраняющего нашу природную целость; онъ обнаруживается въ какомъ-то непронзвольномъ удалении от* всего того, что даже намекаетъ на чувственное сблпжеше съ лицами другаго пола. Хотя мы и высоко ц е ннмъ въ общественной жизни подобное на строено души, но т е м * не менее оно не есть еще добродетель в ъ настоящемъ смысл* сло ва: это только добродетельный, разумный ипстинктъ. Чтобы это чувство могло превратить ся въ настоящую добродетель, оно должно осветиться живьшъ сознашемъ отвратитель ное™ и проти во разумности всего того, ч е м ъ оно оскорбляется, сделаться свободным*, на меренным* удадешем* отъ всего того, ч е м ъ нарушается разумность нашихъ отношения хъ другому полу. Но как* часто съ прояснешемъ сознан ifi утрачивается первоначальная живая раздражительность целомудренного чувства, котораго »ъ деятельной жизни никак* но мо гутъ заменить самый тонкш умствовашя! По этому потребна величайшая осторожность в ъ обращешн съ этимъ чувствомъ, которое; утративъ однажды свою естественную живость и целость, но можетъ возстановить ее никакими искусственными мерами. При воспиташи од ни хотятъ основать целомудрие на совершенномъ и е в е д е н ш всего того, ч е м ъ оно нару шается — прнзмъ, весьма в е р н ы й для воспи тания женщины, но съ трудом* прилагаемый къ воспитанно мальчика. Были и Tarie, кото рые хотели притупить пагубную стремитель ность нецеломудрннныхъ чувствъ чрезъ уме ренное, своевременное и благоразумное сооб щаете воспитанникам* всего того, что непре менно дошло бы до ихъ сведешя какими-ни- будь задними путями, и потому гораздо силь н е е и вреднее подействовало бы на ихъ вооб ражение. Полоныя влеч Oiiia ни съ одною изъ духовных* силъ не состоят* въ такой тесной связи, какъ съ воображешемъ; направляя его, усиливая и воспламеняя, они и сами в ъ спою очередь питаются и разжигаются т е м и обра зами, которые проводитъ воображение передъ сознашемъ. И потому главное внммаше воспи тателя должно быть устремлено и а то, чтобы 1) умерить излишнюю раздражительность и горячность воображешя занят]ями, требующи ми умственпаго и п р а к т и ч е с к а я напряжения; 2) очистить и облагородить его чрезъ созер цайте изящных*, чпето-нравстноипыкъ картинъ. Какъ совершенное удаленio одного пола отъ другаго, такъ и излишнее ихъ сблпже ше противны целямъ природы и вредны для нашего нравственна го быта. Порвоо, часто не спасая нашего целомудр!П, всегда при даетъ нравамъ какую-то грубость и дикость; второе разрушает* то нравственное унажеше, кото рое полы должны взаимно питать друг* къ другу; сглаживает* то .моральное раздич1С ме жду ними, которое такъ необходимо для полно т ы и гармошн человечоскаго общества. Очень трудно найти г * воспитапш и общественной жизни ту благоразумную средину, которая предохраняла бы наше целомудрие о т * всякой опасности; здесь-то вособенности и обнаружи вается незаменимость природнаго чувства ис кусственными мудрова 1 н я м н . Целомудренное uaCTpoefiie духа выражается в ъ различных* в н е ш н и х * пролвлсшягь, и потому мы разли чаем* цъломудрге словъ, шломудрхе взоровъ, цъломудрге тступковъ,цълол!удр1ежест/ювъ и т. п.-^-Противоположноецеломудрио настроеHie духа есть сладострастье, которое, превра щаясь въ д е й с т 1 н е , называется распутством?). Целый. Вь славянской Биолш это слово пъ разных* местах* и м е е т ъ различный смысл*. Отпуская своихъ учеников* на проповедь, !нсусъ Хрпстосъ напутствуетъ ихъ следующнмъ наставлением*: "будите мудри яко з.М1Я, и ЦЪЛи (άχί'ςαίοί), яко голуб1е» (А1ат. X. 16). Греческое άχέςαιας (отъ а ne и χεςάνννμί, сме шиваю), значит* «чистый, безпримееный»; въ перен смысле «невинный, чистосердеч ный, честный». Такимъ-образоме иастандеше Божественнаго Учителя и м е е т ъ следующий смысле: «находясь въ таком* же положенш, какъ овцы посреди волковъ (слова Incyca Хри ста), будьте осторожны и умейте уклоняться от* грозящих* вам* отвеюду опасностей, какъ змеи умеют* ускользать отъ грозящих* имъ ударовъ, но пусть это благоразумЁе не будотъ