
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ВКУ - 847 - ВКУ быть только уздою для творческаго одуше вления, уносящагося въ безпредельность идеа лов* ; впрочемъ уздою спасительною, по тому что гешй долженъ соображаться н съ определенными законами действительности, въ Формах* которой осуществдлетъ свои и¬ деалы. Это значен ie спасительной узды даетъ Вкусу образоваше, Вкусъ безъ образова на не в о з м о ж е н * , или лучше онъ есть не что иное, какъ эстетическая образованность, точно такъ какъ раэумъ в о о б щ е есть не что и н о е , какъ образованность логическая (см. Разула). Подъ именемъ образованности пе должно здесь разуметь одного школьнаго учешя, которое часто раждаетъ педантисмъ, гибель разума вообще, и в* особенности Вку са. Образованность, составляющая Вкусъ, дол жна быть живая: она почерпается изъ позпашя п р и р о д ы , которая есть п е р в о о б р а з * и з я щества , и нзъ наблюдешя надъ существую щими у ж е произведенгями искусства, которыя выдержали пробу вековъ , признаны едино гласно изящными. B e изящных* нскуственн ыхъ пронзведешл хъ , которыя предпочти тельно подлежать судуВкуса(изящныя лвлешя природы выше нашего суда, и подвергают с я только р а з б о р у , въ какой м е р е могутъ до пускать художественную о б р а б о т к у , прн нз- называться только т о т ъ , кто можетъ с у дить и о технической с т о р о н е произведете:; н о нельзя отрицать Вкуса и у т о г о , кто судить только по Эффекту , лишь бы с у ж дения его были верны и отчетливы , о с н о вывались на здравом* чувстве изящнаго и на чалах* истинной эстетики {см. Эстетика), Впрочем*, кто занимается слишкомъ одной технической с т о р о н о й , тотъ подиергается опаспости сделаться щепетилышком* искус ства , эстетическим* крючкодеемъ; такъ съ другой стороны и тотъ, кто, пренебрегая тех никой , основывается исключительно на э ф фекте произведешя , можете сделаться мечтателемъ, эстетпческимъ иллюминатом*. С о вершенство находится въ соединен!!! о б о и х * р о д о в * суждешл, которое достигается все стороннею образованностью Вкуса: и въ та инственном* святилище духа, и въ великом* храме прекрасна го Божьлго M i p a , и въ безсмертныхъ памятниках* постепеннаго разви тая искусства. Качества здрапаго Вкуса те ж е с а м ы я , кашя требуются в о о б щ е отъ силы суднтельн о н , отъ разума. И х ъ можно возвести Къ трем* главным*: в е р н о с т и , прошщлтельноностн и основательности. Вкусъ в е р е н * , к о гда онъ схватываете настоящую сторону В е С Т Н Ы X у С.Ι O ВЯ X . ), въ π с ку С C венн ы хъ пр о - янлешя , ставить его въ прлмомъ отноше* 1 T T изведешлхъ различаются дне стороны , р а в H I I i къ чувству и произносить п р и г о в о р * но важныя прн пхе эстетической оценке: безъ вся к пхъ сторонни хъ уважен! й , съ сособственно эстетическая, нлн внутренняя, и вершеннымъ эстетическим* безпристрастхтехническая, или наружная. Поэтому и с у ж емъ, sine ira et studio. Вкусъ проницате дешл Вкуса бывают* дволшя : одне опреде лен*, когда онъ легко и свободно различает* ляют* р о д * H степень отпошешя, нъ каком* малейинс оттенки подсудпмаго п р о н э в е д е в 1 Я , находится произведете къ чувству о ц е н и удовллетъ тончайипе переливы изящества вают* его ; друг!я разематривають, и, на основан!!! п х ъ , даетъ всевозможную какъ удовлетворяет* оно требовашлм* худо определительность своему с у ж д е ш ю . Вкусъ ж е с т в е н н а я совершенства и * исполнен! и, основателен*, когда опъ опирает* своп при обсуживают* его отделку. Основанием* п е р говоры не на первых*, новерхностныхъ вневых* должна быть идея и з я щ н а г о , глубоко чатлешяхъ, а на глубоком* изучешп всехъ чувствуемая и проразумепаемая въ возмож подробностей, принимая впрочемъ въ окон ной ясности • это достигается изучешемъ чательное с о о б р а ж е ш е только т е изъ н и х * , изящнаго въ п р и р о д е , разумея здесь и дух* которыя не случайны н маловажны, а состав н а ш * , самое торжественное проявдеше при ляют* именно эстетическую с у щ н о с т ь , и¬ роды. О с н о в а ш с м * вторых* должны быть о- зящный тип* предмета. • Н о н безпрпстрабразцовыя произведешя искусства, какъ Ф а к CTie Вкуса не должно переходить въ х о ты, показываюпце ДО каких* пределов* мо лодное логическое равнодунне, к о т о р о е не жетъ возвышаться художественное с о в е р совместно съ п р и р о д о ю изящнаго, где все шенство въ исполнено!; следовательно они жизнь, все чувство: проницательное!ь дол назначают* м е р у , до какой должна п р о жна бояться чрезмерных* Д 1 л л е к т п ч е с к п х ъ стираться взыскательность Вкуса. "Знато утонченностеп ; основательность не должна ком* η въ теснейшем* смысле долженъ быть школьным* тяжелым* важннчаньенъ ; ЭФКЪ ФС Т f