
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ВЕР - 339 - БЕР вллютъ д о с т о п р и м е ч а т е л ь н ы й признак* с р е доточгя в * Б е р д п ч е в е с о в р е м е н н о й Е в р е й ской у ч е н о с т и , О д и н * изъ т а м о ш н и х * у ч е ных* Е в р е е в * , Реби-Яевт, в ъ сочиненш свое м ъ , недавно изданном* нъ Б е р д и ч е в * , подъ загадочным* заглавЕем* *К. L . я при объяснен*!» 1 стиха X X V главы П р о р о к . Ifcain: «Жаждущге идите на воду» и с т п хонъ 33 и 35 C V I псалма: * Положили есть «ртъки въ пустыню к исходила водная въ чэ/сажду ; » η Положил» есть пустыню въ езера водная, и землю безвод/ιγ во исхо дила воднаяп, — поучая с в о и х ъ с о о т ч и ч е й , разумеет* з д е с ь подъ именем* воды, учете Еврейскаго закона, и с ч и с л я е т * п о т о м ъ и с т о рически п е р е х о д ы ея нзъ Iepyсалима въ Ва вилон*, изъ Вани л она въ Е г и п е т ъ , оттуда въ ИспанЕю, Португалию, Ф р а н ц н о и Г е р м а ш ю , и иаконецъ, доказывая современный упадокъ Еврейской у ч е н о с т и в о в с е х ъ э т и х ъ с т р а нах*, з а к л ю ч а е т * восклицашемъ: и Ч т о с к а «жу, или ч т о напишу? Когда въ С т р а н а х * , где «прежде текли р е к и воды, г д е велпше зако иноположники Талмуда р о с л и какъ полевая HTpaisa, т е м * н ы н е безводны я пустыни; з а т о у нас*, "(т. е. в * Б е р д и ч е в * и в о о б щ е въ югоаападнпй P o c r i n ) , « г д е п р е ж д е и не с л ы кхнвали о б * у ч е ш н Е в р е й с к а г о закона, пе « п р о х о д и т * года, въ к о т о р ы й б ы не б ы л о из•дано множества у ч е н е й ш и х * н с в я щ е н н ы х * «кннгь» и п р о ч . и п р о ч . М о ж н о б ы е щ е з а нмствопать многое изъ л ю б о п ы т н о й книги Ребн-Лев1я, для доказательства, ч т о Б е р д и чевъ, праэсужденш современнаго гебраизма, разительно о п р е д е л я ю щ а г о ныиетшнйнацЕональный д у х ъ и с о с т о я в îe народа а го о б р а з о Banifl Е в р е е в ъ , есть в м е с т и л и щ а в ы с ш е й их* у ч е н о с т и . Э т о значеше Бердичева, с о знаваемое в о о б щ е в с е м и Е в р е я м и , д е л а е т е его въ п х ъ п о н л Т ! я х ъ х р а н и л и щ е м * глубокаго π таинствепнаго м х е у ч е ш я и народности, местом* д о с т о п о ч т е н н ы м * и уважаемым*, и утверждая сильное вл1Я!ие Б е р д н ч е н с к и х * раввинов* па Е в р е е в * с а м ы х ъ отдаленных* с т р а н * , н е п р е р ы в н о привлекаете въ э т о т * город* Е в р е й с к и х * путешественников* , приезжающих* длл б е с е д ы и назидашл , а вместе , для продажи и купли. Эти п у тешественники распространяют* отсюда начала и з о б р е т е н н а я в ъ Мгджчбожп> (ме стечке П о д о л ь с к . Г у б . Л е т н ч . У е з д а ) и п р и веденнаго в * с и с т е м у в * Б е р д и ч е в е н о в а г о у 4eain, н з в е с т н а г о п о д * именемъА'сгесиЗизлиг, к о т о р о е увлекло ныне п о ч т и в с е х * Е в р е е в ъ , принадлежавших* п р е ж д е късекттЕраббинис т о н ъ , или Фарисеев*... (См.Евреи,Талмуд& и Хассидимы). Время псрпоначальпаго основан Е п а р о д о л населешя на м е с т е , занимаемом* ныне Б е р д п ч е в о м ъ , въ л * т о п и с я х ъ не о т м е ч е н о ; в п р о ч е м * , судя потому, ч т о въ немъ и по б л и з о с т и его н е т * с л е д о в * г о р о д и щ а , или д р е в няго у к р Ъ п д е ш л , м о ж н о с ъ д о с т о в е р н о CTÏio о т н е с т и начало з д е с ь поселешя къ кон цу X V I столетия, или моменту в ы с ш е г о м о г у щ е с т в а П о л ь ш и , при К о р о л е Снгнзмунд * П Т , к о т о р ы й , п о т р я с а я P o c c i i o , ПМЁЛЪ п о д е р у к о ю З а п о р о ж ц е в * , и друяса К р ы м у , подворплъ, въ э т о время, з д е с ь т и ш и н у и в о з м о ж н о с т ь къ основа [ню н е с к о л ь к и х * с е л е ш й , неогражденныхъ укрепленЕямп.Около т о г о ж е времени явилась въ Б е р д и ч е в е ч у дотворная икона Б о г о м а т е р и ; Г р е к о р о с с ш CKie и РимскокатолпческЕе х р п с п а н е , съ равнымъ б л а г о г о и е ш е м е , начали с ю д а стекаться для поклоненья Б о г о м а т е р и г о д * о т ъ г о д у в ъ б о л ь ш е м * ч и с л е . Между поклонниками н е р е д к о находились вельможи и в о е в о д ы П о л ь LTvie. П о особеннному б л а г о г о в е й н о к е и к о н е Бердпчевской Б о г о р о д и ц ы , достопамятен* KienCtiin в о е в о д а Т ы ш к е в и ч * , у к р а с п н т ш Б е р д и ч е в * с о о р у ж е н ! е м * (1030) в * ч е с т ь Б о г о м а т е р и , на с в о й с ч е т * , великолепиаго т а м о шня го Карм ели тскаго м о н а с т ы р я , съ прекрас ными храмами, п о м е с т и т е л ь н ы м и к е л л 1 п м и , больницею, гостшпшцею и оградою, способ н о ю , вт. с л у ч а е н а п а д с т я н е п р 1 я т е л е п , к ъ о садпому Cudn HifO. На с о д е р ж и т е э т о й о б и тели щ е л р ы й у ч р е д и т е л ь п о ж е р т в о в а л * мноr i n о т ч и н ы с ъ крестьянами , плодов о с пыл земли η разныя угодья- Н е п р е р ы в н о е с т е ч е т е п о к л о н н и к о в * , с п о с п е ш е с т в у я разви тию незначительной п р е ж д е Б е р д и ч с в с к о й усадьбы, п р о б у д и л о з д е с ь т о р г о в л ю и п р о мышленость; начались ярмарки , и п р о ц в е т и т е Берднчепа п с к о р в о п е р е д и л о у с п е х а м и в с е старинные г о р о д а тамошнлго края. Д о стойно прпмечашл ч т о папа Б е н е д и к т * X I V , п о о щ р я я благочестЕе П о л ь с к о й паствы своей, н* 1753 г о д у , длл украшешл иконы Б о г о м а т е р и , п р и с л а л * изъ Рима д р а г о ц е н н ы е в е н е й * и г р и в н у , к о т о р ы е с ь великим* т о р ж е ствомъ η м о л е б с т ы е м ъ , в о з л о ж е н ы были на* икону. Въ 1794 году известный п р е д п р п ш ч п в о с т п о , предводитель П о л ь с к и х * конфедера т о в * , П у л а в с ш й , заняв* Б е р д н ч е в с к ш м о н а 1