
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
753 ЛЮНАРДО ДА Винчи 754 рушенную временем!,, реставрациями н руками варваровъ-монаховъ (окончена въ 1497 г.). Кроме многочисленныхъ этюдовъ и рисупковъ, Л. нсполнплъ въ Милане еще модель конной статуи Франческо Сфорца, основателя дпнастн'и Сфорца. Самое раннее упоминание о рабогЬ надъ статуей въ рукописяхъ Л. относится къ 1490 г. Въ 1493 г. глиняная модель была выставлеиа во дворе замка подъ триумфальной аркой, воздвигнутой въ честь новобрачныхъ, BianicnMapiu Сфорца и императора Маиссимил1ана. По единогласному признашю современниковъ, это было самое великолепное и удивительное произведение и новаго исисусства. Единственные дошедише до насъ о немъ документы—рисунки Внндзорскаго замка, даюнце представлений только о замысла художника. Статуя не была отлита изъ бронзы, и въ 1500 г., после битвы при Новарре, послужила мишенью для ворвавшихся въ городъ гасконскихъ стрелковъ. Въ 1501 г. герцогъ Феррарский велъ переговоры о прюбр*теши модели Л. Дальнейшая ся история неизвестна. После падеши Людовико Моро Л. покинулъ Миланъ. Въ Манту* Л. нарисовалъ портретъ маркграфини Изабеллы д'Эстэ. Въ август* 1502 г. онъ поступнлъ на службу исъ Цезарю Борджа, пору чившему ему ведение фортификационныхъ работъ и и украшеше монументами новой столицы Романьи, Чезены. Въ 1503 г. Л. снова во Флоренцш, где принималъ участий въ собрании флорент. художннковъ, приглашенньихъ синьорией для обсуждешл вопроса о постановисе «Давида» Микеланджело. Флорентпюисое правительство поручило ему, со вместно съ Микеланджело, украсить залу заседаний республшсансисаго совета въ палаццо Веккно кар тинами на темы изъ флорентШской исторш. Л. взялъ сюжетомъ победу при Анпарн, одержаннуио флорентийцами надъ миланцами въ 1440 г. Когда картонъ для этой картины былъ оконченъ (1504), онъ приступплъ исъ росписи залы Совета, но въ мае 1506 г. бросилъ работу, успевъ заисончиить только эпизодъ со знаменемъ. Картонъ этого, по единогласному отзыву всехъ би'ографовъ Л. заме чательная произведешя, утерянъ, а самая картина, вследствие игаисого-то вновь изобретенная Л. способа осушки, безследно исчезла. Известна толысо цен тральная ел часть, представлявшая трехъ сражаю щихся воииовъ (по гравиоре Эделинга, сделанной съ рисушса Рубенса, х р а н я щ а я с я въ Лувре). Комментар1омъ исъ этой! исчезнувшей композиции мо жетъ, отчасти, служить отрывоисъ изъ манусисриптовъ Л. (во Франц. институте), озаглавленный «Каисъ должно изображать битву» (русск. перев. въ книге Волынская, стр. 628). Съ 1501 г. Л., съ перерывами, работалъ надъ псомпознщей: «Богоро дица, сиидя на коленяхъ у св. Анны, пграетъ съ Младснцемъ». Въ 1503—1506 г. писалъ знаменитый портретъ Моны Лизы, супруги Франчесисо дель Джокондо. Въ конце 1506 г. Л. снова отправился въ Милаииъ и провелъ тамъ четыре года, пользуясь покровительствомъ Лиодовпка X I I и связанный лич ной друлсбой съ наместникомъ короля, Шарлемъ д'Амбуазъ. За это время Л. несисольисо разъ бывалъ во Флоренцш, чтобы регулировать, свои дела съ флорент. правительствомъ, требовавшпмъ окончания «Битвы при Анпарн» и негодовавшимъ на худож ника за переходъ исъ французами Въ декабре 1512 г. сынъ Людовико Моро, Макснмил1анъ Сфорца вступилъ въ Миланъ, какъ законный наследниисъ престола. Для Л., отисрытая сторонника французовъ, дальнейшее пребываше въ Милане стало небсэопаснымъ. О возвращении во Флоренщио, где на него смотрели какъ на изменника, нечего было и думать. Осенью 1513 г., въ соиропоасдсши пяти учениковъ, Л. направился въ Римъ, где ого ожидалъ холодпый и сдержанный приемъ. О художественныхъ работахъ Л. въ Риме ничего достоверная не известно. Порвое время папа, повндимому, нгнорировалъ присутствий «живописца французскаго короля*. Когда, наисоненид., после долгихъ хлопотъ Джулиано деи Медичп, Левъ X далъ Л. заисазъ,дело дальние ииодготовитольныхъ работъ — изобретошя какого-то новаго зелонаго лака — не пошло. Л. забросилъ кисть и всецело предался научнымъ эанятп'лмъ. Когда въ 1515 г., после битвы прп Мариньлно, французы вновь заняли Миланъ, Л. поспегаплъ въ Пав1ю, где принялъ участий въ торжественномъ приеме короля Франциска I. Изъ HaBiu Л. сопроволсдалъ Ф р а н циска до Болоньи, исуда явился Левъ X хло потать о мире. Въ декабре 1515 г. Л. въ последний разъ увпдвлъ Миланъ. Усталый и разочарованный, онъ принялъ приглашение исороля переселиться во Францию. Въ конце января 1516 г., въ сопрово ждении Франчесисо Мольци и стараго слуги, оииъ выехалъ во Франщю. Король предоставилъ въ его распоряжений замокъ Клу, близъ Амбуаза (въ Турени). Тамъ онъ прожнлъ въ полномъ уеднноши еще 4 года, заканчивая живописный работы и про должая научныя занятия. Л. умеръ въ 1519 г. Худолсествонныя произведений Л. Число достоверныхъ картинъ Л. очень невелико, но въ каждой нзъ нихъ съ необычайной силой отра зилась его личность. Целый рядъ художншсовъ все цело подпалъ подъ его вл1лше. Это ватруднлетъ проведение грани мелсду твореными Л. и работами его ученнковъ и подражателей, а таисже поддел ками, которыя должны были заменить погибшн'я картины. Непреодолимый трудности представляетъ таисже хронологическое определение ого произве дешй. Абсолютно достоверный произведешя Л.: 1) «Поклонение Волхвовъ». Имеетъ громадное зна чение для изучешя процесса творчества Л. Веро ятно, эта псартнна была заказана Л. въ 1481 г. мона хами монастыря Санъ Донато. По мнешю некото рыхъ,она является раннимъ произведешемъ Л.; друпе видятъ въ ней более позднее произведете, закон ченное оисоло 1500 г. Велписолепный этюдный рисунокъ въ Лувре знакомить насъ съ первой концеп цией картины.—2) «Тайная Вечеря», дошедшая въ иечально-обезображенномъ виде, продоллсаетъ жить въ многочисленныхъ кошлхъ. Лучшими считаются кошй, приписываемый ученику Л., Марко Д'Оджоно (1470—1540) въ Лоиидонской академий, въ Лувре, въ Брере, въ Оспедале Маджоре въ Милане и Эрмитаже. Большой инторесъ представляетъ заме чательная фреска-копия, средины X V I в., въ церкви въ Понте Капргаска, близъ Лугано, на которой каждый апостолъ обозпаченъ по имени. Лучшая гравюра съ картины сделана Рафаэломъ Моргеномъ въ 1800 г. (см. т. I I I , табл. между стр. 192 и 193).—Ср. A . S p r i n g e r , «L. Abendmahl u. Morghens Stich», въ «Rep. f. Kstw.», 1876).—Для изучения «Тайной Вечери» имеютъ больнюо зна чение многочисленные этюды, среди которыхъ безу словно достоверными считаются лишь- немиопе ри сунки въ Виндзоре, Лувре и Венещансисой акад. Приписывавшийся Л. пастели съ погрудными изобра жениями апостоловъ (въ Веймарскомъ замке)—срав нительно позднш копии, исполненный, вероятно, съ расиерашенныхъ картоновъ городской галлереи въ Страсбурге, исоторые въ художественномъ отношении превосходлтъ Веймарски^ картоны и по времени весьма близки къ оригиналу. «Тайная Вечеря* Л., каисъ бы оисончательное и вместе съгвмъ единственно возможное художественное воплощеше сюжота по следней трапезы Христа съ учениками, энаменуотъ