
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
695 ЛИТ0ГРАФ1Я 696 П. Meiiepa, Васпльовскаго, Гейтмана, Паипеннаго, не было въ Москве издания, которое обходилось бы Война, Фридрнци, Разумихина, въ <Ю-хъ гг.—Вик безъ его участия; наиболыпее количество его работъ тора, Горбунова, Клюквина, Митрейтера, Щертля, исполнено перомъ и очеркомъ. Капитальный его въ 50-хъ гг.—Козлова, Зичи, Бореля и др. Съ 20-хъ трудъ — «Достопамятности Москвы». Въ Одессе и до 40-хъ гг. вошло въ моду заказывать художни- ииервыя Л. были открыты Бпгатти, Браупомъ и камъ не только портреты отд/Ьльныхъ лнцъ, но и Францовьимъ. Въ течете несколькихъ летъ въ Пе семейные, въ домашней, интимной обстановке. тербурге выходило монументальное издаше подъ Портреты эти печатались въ ограннчонномъ коли редакцией Висковатова, заключающее въ себе опи честве экземпллровъ не для продажи, и рисовались сание военныхъ формъ; въ немъ принимало участ1о прямо съ натуры и потому представляюгь интеросъ свыше 25 литографовъ. Въ исторш русской! Л. по помимо изображениыхъ лнцъ, какъ автографы ху- четное место заннмаетъ академпи;ъ батальной лендожниковъ. Д. А. Гнпшусъ, талантливый портре- воппси В. Тиммъ, издатель «Русскаго Художествентнетъ, нздалъ, подъ наэвашемъ: «Les Contemporains» наго Листка», выходнвшаго въ 1851—62 гг. Рисунки (1822), 45 портретовъ и «Le jeune dessinateur, этого лучшаго русскаго изданной печатались въ два cours d'etudes progressives a, Tusage des ecoles»— тона въ Л. Мюнстера, а съ 1861 г., когда Тиммъ альбомъ головокъ съ картинъ итальянскнхъ масте завелъ собственную Л. — въ четыре, пять и болео ровъ X Y и X V I вв.,—и 24 листа съ нзображешемъ тоновъ. «Художественный Лнстоисъ» представляетъ цветовъ. Въ 20-хъ гг. Плюшаръ издаетъ целую cepiro правдивую исторпчесисую летопись: въ безконочномъ видовъ u типовъ Петербурга. Открываются Л. Гелъ- разнообразии и безупречномъ исполнении разверты баха и Мошарскаго, въ конце 30-хъ гг., при содей- вается здесь панорама общественной лензнн 50-хъ гг. cTBin Общества Поощре1пя Худолсествъ, Л. Поля, Въ «Листов», кроме Тпмма, принимали учаспе: которымъ впоследствш органпзованъ Лнтографиче- Айвазовский, Боголюбовъ,'кн. Г.Гагаринъ, Горшельтъ, CKiii Институтъ. Въ 40-хъ гг. открылись Л. Крайя, Зауервейдъ,3нчн, Трутовсюй, Чернышевъ, оба Шари Прохорова, .Мюнстера, въ 50-хъ гг.—Врезе, затемъ леманя и др. «Худолеественный Лнстокъ» Тимма— Голпке и Ильина. Въ начале 30-хъ гг. академия гордость русской Л. и, по своей долговечности, един худолсествъ заказала Шебуеву лнтографпчесиие ори ственный примерь среди пашнхъ худолсествениьнхъ гиналы длл обучеипл ученнковъ; до техъ поръ ори першдическихъ издашй. Въ исонце 60-хъ гг. вошло въ гиналы эти были гравированные. Въ 1835 г. академш моду среди художниковъ лнтoгpaфиpoвauie перомъ. наукъ предприняла издание портротовъ академиковъ, Такимъ способом!» были изданы въ 1868 г. Шпипкипоручпвъ его особому «Портретному Комитету*; нымъ «Этиоды съ натуры перомъ на камне» и всего пхъ напечатано по 1841 г. 56. Въ 1845 г, «Художественный Автографъ», въ которомъ при появилось собраше 149 портретовъ съ орнгнналовъ няли учасие все худоленшеи- передвилшикн. Въ Дау, въ исполнении Клиоисвнна, Долле и братьевъ конце 60-хъ гг. нптересъ къ Л. начннаетъ падать; Робнльлровъ («Галлерея Зимняго Дворца»). Въ одно изъ последнихъ крупныхъ издатй—«Автографы 1857 г. начало выходить въ редакции Российской Московсисихъ Худолшнковъ» 1867 г. Желая поддер Военной Хроншси капитальное собраше «Портре жать ннтересъ исъ Л., Общество Поощрешя Худо товъ лнцъ, отличившихся въеобыйлхъ 1853—56 гг.»; лсествъ въ 1875 г. прибавило исъ предметамъ зашгий портреты эти были исполнены Смпрновымъ, Гнлле- въ своей рисовальной школЬ рисован1е на камне. ромъ, Дойнертомъ, Бекъ, Ульрнхомъ, Летровскнмъ, Последней! данью наш нхъ худолшпковъ Л. является Жарисовымъ и др. Въ конце 50-хъ гг. появилась альбомъ, изданный въ1900г. «MipoMb Искусства»— «Портретная Галлерея Мюнстера»; бблыиал часть 15 Л., исполнеишьихъ Л. С. Бакстомъ, А. Н. Бонуа, и сн портротовъ исполнена Борелемъ. Среди худож- Бразомъ, Е. Лансере, Ф . Малявинымъ и В. Сероииковъ-лсанрнстовъ выдаются Р. Жуисовсистй и въ вымъ. Вытесннвъ одно время гравиору, художе особенности И. Щедровсшй, альбомы котораго не ственная Л. должпа была, въ свою очередь, уступить сколько разъ издавались съ 1839 г. по 1855 г. и место хотя не художественнымъ, но быстрымъ пользовались большой популярностью. Карнисатура техническимъ пр1смамъ. По части портретовъ со у насъ въ Pocciu, при строгой цензуре, не могла заменила фотограф1л, а въ остальныхъ воспропзвеконечно принять nuupoicie размеры, а политической дешяхъ разные способы типографской печати, ко и;арикатуры совсемъ не существовало. Лучпшй изъ торые сперва въ форме тоновой гравюры на дереве, сатирпчеекпхъ лсурналовъ, «Ералашъ» Неваховнча, а потомъ цинковаго иелнше, более отвечали требопоявился въ 1846 г. и просуществопалъ четыре года. вашямъ быстротечной общественной аензниг. После способовъ репро Въ немъ, помимо издателя, принимали учаспе появлешя фотомеханическихъ Н . А. Степановъ и П. Нальмъ. Въ 1847 г., темъ же дукции Л. применяется почти нсислиочительно для и Неваховичемъ издавался «Волшебный Фонарь». Въ научныхъ и промьишлонныхъ целей (см. нпже). Въ 1851 г. появились «Дебютантъ» Данилова, и его же общемъ Л. у насъ не сыграла таисой роли, каисъ «Карикатурный Лнстоисъ», затемъ «Разсказы Ка на Западе, но она имела огромное значеше въ смысле рандаша», «.Знакомые» Беггрова, «Современныл нопуллриэацш художественныхъ произведешй. — P. A n d ^ , «Specimens of PolyautoШутки». Въ исонце 50-хъ гг. большую известность Литература. нирюбрЪлъ А. И. Лебедевъ, прозванный «русскнмъ graphy consisting of imperessions taken from ori Гаварнн»; имъ была выпущена целая серия Л. ginal drawings made on stone purposely for this легкаго жанра. Изъ литографическнхъ издашй work* (Л., 1803); «Das Geheimniss des Steindrucks» 40-хъ гг. по красоте и изяществу выдается «Теа (Тюбннгенъ, 1810); «Musterbuch Uber alle litho(Мюнхенъ, 1809); тральный Альбомъ». Въ Москве сравниительно рано granhische Kunst-Manieren» der Steindruckerey» возннкастъ рядъ Л.—Бартольдп, Роппольта, Руд «VoHstilndiges Lelirbuch «La L.» нева, Селезнева, Чуксина, впоследствш Бахмана, (Мюнхеииъ, 1818); H e n r i B o u c b o t , Эргота, Лилье, Лошкова, 1Цурова и др. Владвлецъ (П., 1895); О. S c a m o n i , «Alois Senefelder und Л. Тромонпнъ нздалъ въ 1846 г. «Художественный sein W e r k » (СПБ,, 1896); D r . K a u s c b , «Die L . литографически! альбомъ», въ которомъ, помимо als Kunst» («Archiv fllr Buchgewerbe*, 1901); «Die издателя, приняли y4acTie: Жереиь, Сверчковъ, vervielfaltigende Kunst der Gegenwart» (В., 1892— Вильгельмъ, Вивьенъ н много лиобиителеЙ. Тромонинъ 1903); «Auszug aus Alois Senefelders vollstandigeu еще въ 1833 г., первый въ России, дЬлалъ прошеднше Lehrbuch des Steindruckerey» (СПБ., 1819); жур незамеченными оиыты хромолитографш. Въ 40-хъ гг. налъ Изермана, «L.» (Гамбургъ, 1861); А. П. С a-