
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
123 ЛАТЫШИ 124 supersunt» (2 вып., СПБ., 1911 и 1913), «Hagio- лекцш Я. Трейланда, позеертвованной имъ въ graphica Graeea iuedita* («Зап. Имп. Au. Наукъ», ДашковскШ этнографически музей (систем, оппт. X I I , № 2, 1904), «Две р*чи Оеодора Дафнопата, caHie сост. В. 9 . Миллеромъ, вып. I I , 1889) и у изданный со введешемъ о жизни и литературной Бнленштейна: «Деревянный постройки и утварь» дентельностн автора и съ русск. перев.» и «Сборникъ (П., 1907 — 1915). Общая национальная о д е л с д а Палестинской и CnpificKoit аполопи» («Прав, Палест. почти везде подверглась видонзменешю подъ ълтСборн.», вып. 59 и 60). Л. много переводнлъ стихами шемъ городской культуры. Национальный костюмъ изъ "греческихъ и римскнхъ поэтовъ; часть пере- почти печезъ около Риги, Мнтавы и Вендена, более водовъ собрана въ книге « Н а досуге» (СПБ., 1898). сохранился на 3, б л пзъ Либавы и Гольдингсна, и Полный перечень всехъ многочисленныхъ (209) на В, близъЯкобштадта,К.рейцбургаиМар1Снбурга. трудовъ Л. до мая 1914 г. и редакцшнныхъ работъ Матер1алъ для оделсды еще домашняго издeлiя; его см. въ «Матер1алахъ для (пографическаго , господствующей цветъ — серый; только юбки и словаря членовъ Имп. Ак. Наукъ» (т. I , Петро- лифы у женщпнъ окрашиваются въ темно-епшп или темно-коричневый цветъ. Мужская оделсда градъ, 1915). состоитъ изъ полотнлпыхъ рубахъ н штановъ, Л а т ы ш и (тъм. Letten, лат. L a t w e e s z i отъ Latweetis, лит. L a t w i s , эстл. luti, польск. L o t w a , шерстлныхъ штановъ, камзола, жилета и каф Lotwak)—коренные обитатели Прнбалтп1скагокрал тана. Въ Витебской губ. верхняя праздничная и ннфлянтскпхъ уеэдовъ Витебской губ., ар1йцы но оделсда какъ мулечинъ, такъ н леенщинъ—свита нзъ происхождений, соплеменники лнтовцевъ (лат. лей- сераго сукна, зимою—кожухъ. Рубашка подъ подтис-овъ), древнихъ пруссовъ и ятвяговъ (alias дей- бородкомъ застегивается металлическою, бблыпею новцевъ или судавптовъ). Жили съ давнпхъ поръ въ частью серебряною застежкою, у леенщинъ болео смежности и въ перемежку съ представителями крупною, чемъ у мулечинъ. Верхняя часть женской фннно-эстскаго племени, подвергаясь влшнпо корси рубашки нзъ более тонкаго, нижняя—изъ грубаго и лнвовъ и иэменялсь во многихъ местахъ въ расо- холста. Женсмя рубашки у вптебскнхъ Л. иногда вомъ типе, въ противоположность лптовцамъ, кото съ вышивками; юбки шерстлныл и холшевыл. Г о рые только въ такъ называемой Жмуди имели въ лову покрываютъ платкомъ, который у девушекъ историческое времл соприкосновеше съ финно-кор- завязывается подъ подбородкомъ, у женщинъ обма скимъ племенемъ. Первоначально на берегу БалтнТ- тывается два раза вокругъ головы и повязывается скаго м. обитали леты; лнво-куроны явились туда, на лбу. Обувь прелсде состояла изъ лаитей и кожапутемъ морского переселешл, въ болЬе позднее ныхъ пасталъ. Домашшя неенешл ткацкая работы время. Л. общаго государственнаго устройства не отличаются иногда не только прочностью, но и хуимели, а лсилн подъ предводительствомъ своихъ доясественностью рисунка. Л. славятся какъ льно старейшинъ и родоиачальинковъ, разбросанные воды и отчасти какъ садоводы за пределами своей ро по лесистымъ и болотнетымъ мёстамъ, заселяя дины. Въ Витебской губ. Л., въ сравнешн съ ще страну посредствомъ выдела младшпхъ сыновей на голеватыми староверами, отличаются скромностью особыхъ новоселкахъ и пустыряхъ. Старилй или и бережливостью. Какъ и литовцы, они лгобнтъ свой младппй сынъ наследовалъ обыкновенно усадьбу и костслъ и сыновей охотнее всего прнготовляютъ въ хозяйство, обязываясь поддержать братьевъ при ксендзы. БалтШсшо Л. гораздо развитее; пхъ лите основаши новаго поселка. Типъ первоначальная ратурный произведшие у инфлянтцевъ находятъ латышскаго д о м а подходилъ къ лапландскому малый сбытъ. Семейные о б ы ч а и и праздники «коту» и черемисскому к у а л а . Н о эти юрто- одинаковы у восточныхъ и западныхъЛ. Мнолссство обраэныя хаты давно оставлены, и уже съ X I ст. бытовыхъ чертъ лзыческаго характера сохранилось встречаются бревенчатый постройки, первоначально въ родннныхъ, свадебиыхъ и похоронныхъобрядахъ въ 10—15 саж. длины, 5—0 сале, ширниы. Въ сре и песняхъ (обычай угощешя домочадцевъ при родине помещался очагъ, окруженный низкою камен лсденш, банный вечеръ, OTbicicaHio колыбельнаго ного стеной. Еще въ X Y I I I ст. курляидская хата очепа и т. п.). При свадьбахъ заметно также влшбыла подъ одной крышей, безъ раэделешя ее не it- Hie общихъ нем.-мещанскихъ обычаевъ, съ надекухни отъ жилой половины, безъ оконъ, съ дверью, вашемъ чепчика. (Ср. A . W i n t e r , «Hochzeitsgcслужившей вместе дымволокомъ и просветомъ. branche d. Letten», Дерптъ, 1894). Въ похоронныхъ Когда, кроме очага, у более богатыхъ явилась печь обрядахъ характеристично нзгнаше смерти еловыми для хльбопечешя, домъ разделился на две поло ветками (см. «Живая Старина», 1891, т. I, вып. 3, вины: кухню съ сенями и избу съ русскою печкой. отд. 5, стр. 525 сл.; И. С п р о г н с ъ , «Похоронный Въ Лифляндш въ X Y I I 1 ст. существовали жилыя обрядъ у Л. въ 40-хъ гг.»). Въ сборнике Трейланда: постройки, соединявшая въ себе ригу или овинъ «Матер, по этнографы Л. племени» (М., 1881, I I , (въ зимнее время теплая спальня), холодное поме 114—192) записано 6G3 наговора и заклинашя. Н а этихъ матер, издана брошюра д-ра щен ie съ зомллнымъ поломъ для молотьбы п ко- основаши морку для ручной мельницы u для сохранешя раз А л к с н н с а , «Materialien z. lett. Volksmedicin* ной рухляди, съ картофельного ямою. До настоя- (Галле, 1894). Въ народномъ леченш играютъ щаго времени хозяйски! дворъ вм'Ьетъ еще особую важную роль массажъ, кровопускаше, наложеше средства гомеопатическая и снмпачистую клеть, безъ оконъ, съ крепкимъ потолкомъ горшковъ, тичесшя. О санитарпыхъ услов1яхъ латышскаго и поломъ, для сохраношл сундуковъ и одежды дочерей-нсвестъ и неженатыхъ сыновей; здесь нри- быта стараго Л. начала X I X в. см. В е u и i n g е п, нимаютъ почетныхъ гостей и спять въ летнее «Verschiedenheit d. lett. и. lit. Ваиегп in itrtztliвремя хознйшя дочери и сыновья. Амбаръ съ cber Beziehungs (1840).—Ср. Г. М е р к с л ь , «Ла овиномъ, сарай, хлева, конюшни и бани строятся тыши» (M., 1870;. Богатые мат. по этнографы Л. «Kurische Nehrung* особнякомъ н отделены отъ двора цветнн- см. у Б е ц ц е и б е р г с р а , (1889), въ этнографпч. приложешяхъ- къ газете комъ, огородомъ и фруктовымъ садикомъ. Окна и фронтъ дома выходить не на улицу,- а на чистый