
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Фин — Фнн — 198 — Фин — Фин Эстляндскою. Длина его простирается на 400 •вер., ширина на 100 п., а глубина не более 329 Ф . Всей поверхности полагается до 36,800кв. в. Залиивъ наподненъ беэчисленныме множествоме •мелей и скалъ (особенно оъ восточной своей •части), которыя не позволяютъ кораблю идти п р я м о и д е л а ю т е Фарватере весьма уэкимъ; свсрхъ того п р и воэвышенш или понижении воды течение становится до того сильнымъ, что в с е вычисления и в с е ннсгусстоа самего опытииаго мореходца весьма мало помогаютъ, если въ ночное времн онъ захочете пыйти и з е опасности лавированиоме. Берега этого залива о ъ Финляндии почти везде возвышены, круты, о б р ы в и с т ы и утесисты; въ И н г р ш и Эстляндп'и, хотя тоже возвышенJ>J, Н О состонтъ преи м у щ е с т в е н н о и з ъ плоскпхъ мысове; оконеч ность жо Фиискаго залива при устьяхъ Невы «овсрипонно плоская. Финляиидсипй береге за лива н с п е щ р о н ъ множествоме большихе и мал ы х ъ б у х т е , мысооъ, полуострововъ и небольлшихъ бероговыхъ утесовъ; небольшие приибрежп ы е острова паз. схерами, или] шкерамп. Бере г а Финскаго залива не отдалены другъ отъ друга на столь большое разстояипе, чтобы в ъ я с н ы й летний день, посреди моря, нельзя было в и д е т ь который-либо иизе ииихе; но в е пасмур ную и туманную погоду, они совершенно не видимы. Вода в е Финскомъ з а л и в е и м е е т е т а к о е жо свойство, к а к е и въ Балтпйскомъ м о р е (см.), съ тою раэпослтю, что она е щ е ме н е е солона; это обстоятельство, par но и с е верное положение Финскаго залива, причиною, что one ежегодно з а м е р з а е т е отъ С.-Петербурга до Гохланда; но только оъ суровыя зимы ледъ б ы в а е т ъ крепкий. Кораблекрушений, столь час т ы я в ъ Балтийскомъ м о р е вообще, угрожаютъ кораблямъ е щ е более, когда они приближают с я к е Финскому заливу и производите по немъ плавание. Для отвращения б е д с т в е п н ы х е елучаевъ служите но только т о ч н е й ш е е позна ние э т и х е воде, посредстоме усовершеиствов а н н ы х е морскихе н а р т е , по также учреждение и содержание в е опасньихъ м е с т а х е множества маякове ц бакоиопе. Морския несчастин в с т р е ч а ю т с я наиболее осенью; весииоио и л е т о м е и •сильные и частые туманы также ииногда способствуютъ нораблекруипенпиме. Л1еаду всеми лиореходными народами, Англичане всего чаще подвергаются бедстпенньиме с л у ч а я м ъ , ча стью "потому, что они более р и с к у ю т е и оста ются в е м о р е , частью же и потому-что кораб¬ и ли и х ъ посеицаютъ эти воды въ ииаиибольшомъ ' Ш е л е . ЗамечательпейшЕо острова на Фип« « о м ъ з а л и в е : Ретусари, И Л И К О Т Л Н Н Ъ островъ съ Кропштадтомъ, Гохлаиидъ, Сеси;аръ, Лавен- саръ, большой и малый Тютерсъ, Вальгрунтъ, Рами. Г О Ф Т Ы , Штепиперъ, Экгольмъ, большой и малый Врангель, Кокшеръ, Рамо, ВульФЪ, Наргенъ, Одепгольмъ, большой и малый Роогъ; по Финскому берегу замечательнейшие: Аспе, Березовские острова, Б н с к о п с е - Э , н а з . Бьорко и Торсари. Острова, па которыхе у¬ строены к р е п о с т и : Свеаборге и Роченсальме; К и м п т о - Н а р и и Римито, Гаи го, Зюдзато, ТеФи Фале, Норскатане,Конснасе и Корню. И з е р е к е , опадаюицихе въ Ф и н с м й залиивъ, замечатель ны: Борго, Кюмеииь, Нева, Луга, с е рукавомъ своимъ Роэсонеио, Нарова и друг. Для бези опаспоетии плавания по Фиииискому заливу оъ немъ устроено 17 м а я к о в ъ : 1) Толбухинский близъ Кроииштадта, 2) на о с т р о в е Сескаре, 3) Нарвский, 4) на острове Соммсрсе, 5) и 6) на с е в . оконечности Гохланда, 7)- на ост. Родшхер е , 8) на ос. Экгольме, при входе в е Моивнке, 9) Кокшхарский близе Ревеля, 10 и 11) Екатерннеитальскио с е в е р н ы й и южный маяки в е Ре веле, 12) на остр. Наргеиие, п р и входе ииа ревельский р е й д е , 13) Суропский на южн. берегу, 14) Пакерортскпи, при входе в е Балтийсьий п о р т е , 15) на ос. Одепсгольме, 16) на ос. Глосгольме у севернаго берега, 17) ПоркалаудскиТг, тамъ жо. В с е маяки в е Финскомъ з а л и в е руссыо. Самая восточная оконечность Финска го залива за остр. Котлпноме образуетъ Кроиштадтсинй залиивъ. Оииъ простирается (отъ к р е пости до С.-Петербурга), на 25 в. ииъ длину, в ъ ширину о т ъ 10 до 15 в., и можетъ быть почит а е м ъ собствеиииио соодиинеипемъ устьовъ Невы, потому-что при совершенииотиихой погоде и м е е т е западное т е ч е т е и содержите п р е с н у ю , удобную для питья воду, даже у Кронштадта. Ве э т о м е з а л и в е чрезвычайно много мелей, между которыми проходиите Фарватере глуби ною о т е 1 ^ до 2 саж.; Фарватере этотъ посто янно, хотя и песьма медленно , м е л е е т е (см. Балтийское торе и Кронштадте). Глубина Кронштадтсьаго залива местами иие п р е в ы ш а е т е 7 Фут., таке-что купеческия суда средней пелиичины с е грузоме но могуте проходить и е С.-Пб. Строюпциесл оъ столице военные кораблии не оснащенные и невооруженные поднимаются па намели для провоза черезъ отмели иие Крон ш т а д т е . На Финскомъ з а л и в е лежате в а ж н е й шие русские военные порты: Свеаборге, Кроииш т а д т е , С.-Петербурге и Ревель. Кроме того и ииа немъ много т о р г о в ы х е гаваиией: Нодендалъ, Гаип еудъ, Экииесъ, Гельсингфорсе, Борго, Фрид р и х с г а м ъ , Выборгъ, С.-Пегербургъ, Нлрва, Ревель, Купда (см. БалтШкал торговля). ФЕПШЙ коренной языке. По мнению Pa cta («Raslt, Samlede AfhaDtflingcr*, Коиеиига-