
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Фин - Фин — 197 — Фпн — Фин скихъ Ф и н н о о ъ , с ы н ъ Юмалы, Вейнемойненъ, котораго они приэиапалн с в о и м ъ г е ш е м ъ - п о кровителемъ, былъ в м е с т е и божествомъ, дар о в а в ш и м ъ и м ъ поээи'ю. И т а к ъ , Ф и н н ы видели в ъ ней д а р е б о ж е с т в е н н ы й ; она была в ъ и х ъ глаэахъ и верхоннымъ благомъ человека и началомъ и х ъ гражданскаго устройства. Въ прежииин времена, народные п е в ц ы были чрез в ы ч а й н о многочисленны в е Ф н н л я н д ш : почти на всякой п и р у ш к е , на всякой веселой сход к е , раздавались п е с н и , т у т ъ же и импровизи руемый одипмъ и з ъ простодушныхъ г о с т е й . Веселье и какое либо событие и х ъ однообразной л и з н и , какой-либо п о д п и г ъ , о б щ е е благо или бедствие, все это п о п е р е м е н н о служило предметомъ т а к и х ъ импровизаций. Даже ж е н щ и н ы , за р а б о т о ю , н е р е д к о сочиняли и п е л и п е с ни. Н ы н е народгиая поэзия уже у г а с а е т е в ъ Финляндии, что должно п р и п и с а т ь отчасти есте ственному ходу раэвити'я духа человеческаго во в с е х ъ н а р о д а х ъ , отчасти же излишнему уоерди'ю п а с т о р о в ъ , которые, с ч и т а я народную поэзию Ф и н н о о ъ остаткомъ язычества, всяче ски старались истреблять ее. Однакожъ, м е стами, особенно пъ сеперо-восточиыхъ ч а с т я х ъ , в ъ Саволаксе и Каре п и , е щ е и т е п е р ь являются п е в ц ы между поселянами. Вообще с е в е р н а я ч а с т ь края пъ этомъ отношении гораздо богаче южной. Въ Ф И Н С К О Й поэзи'и беэпрестанно обна руживается пли'яше одинокой,печальной жизни: г р у с т ь , мелаиихолия, составляютъ главииую чер ту ея, хотя в ъ ней р е з к о выдается и другая сторона, именно склонность к е таинственно му, дикому. П е с н и веселаго содержания р е д к и в е сравнении с е т е м и , который вы ража ю т е то ску в е многообраэпыхе ен направленняхъ и вид а х ъ . Только оъ н о в е й ш е е время более радо стный докм(песни) начали появляться в е на р о д е , и поэзии сделалась разностороннее: т а к е с а т и р а , с о в е р ш е н н о чуждая д р е о н и м е п е с н я м е , б ы в а е т е часто х а р а к т е р о м е н о в е й ший хъ. Тоскливость Ф И Н С К И Х Ъ рунъ выражает ся и в ъ и х ъ н а п е в а х е , по большей части уто мительно о д н о з в у ч н ы х е и ииспэмеппьнхъ отъ начала до к о н ц а ; только пастушоемн мелодии продетавляиотъ ииекотороо раэииообраз1е. По свойству Фииискаго языка, ударении^ с т а в и т с я во в с е х е словахе п р е и м у щ е с т в е н н о ииа пероомъ с л о г е , почему в с е с т и х и Фиииииове м о г у т е со стоять только и з е х о р е е в е и д а к т и л е й . Т а к о в е , действнтельиио, с м е ш а н н ы й р а з м е р е народн ы х е п е с е н ь , г д е каждый с т и х е з а к л ю ч а е т е в е с е б е по 8 слогове. В е с т а р и н у риема была вовсе неупотребительииа в е Ф И Н С К О Й п о э з ш ; но зато во в с я к о м е с т и х е помещалось нсииремению два слова, н а ч и н а ю щ и х с я тою же бук- вою, или даже т е м е же лмогомъ. Такия созву чия составлнютъ, к а к ъ и з в е с т н о , необходимую принадлежность стихотворства у многихъ млад е н ч е с т в у ю щ и х ъ народовъ (см. АллИТвраЦ1Я, Ассонансе). Въ н о в е й ш е е время Финские поэты пробовали п р и в и т ь къ своимъ с т и х а м ъ риему, но нзыкъ п р о т и в и т с я е й ; старались обогатить. поэз1ю новыми р а з м е р а м и , но и з е н и х ъ , по» м н е н и е знатокове языка, едва ли можно уста новить иной, кроме гекзаметра. В е Форме Ф И Н скихе песень характеристическою чертою представляется паралеллизме,т. е . в е д в у х е ряд о м е с т о я щ и х е с т и х а х е выражается с о в е р ш е н но одно и то же, с е некоторою п е р е м е н о ю в е словахе: второй служить о б ъ я с н е ш е м ъ и л и подтверждениемъ пероаго. Такое повторение о ч и ~ т а е т с я красотою; но у многихъ является слишсоме уже часто. Нельзя не з а м е т и т ь , что глав ное богатство н о в е й ш е й поэзии Фннновъ з а ключается в ъ лирическихъ п е с н я х е , которыя вы раж а ю г е доверчиивую покорность судьбе и сознание внутренняго значения жизпии. Е с т е ственно, что и х е поээп'л остановилась на пер вой ступени лирики. Народный п е с н и обнару ж и в а н и е в е г л а в н ы х е ч е р т а х ъ своей поэти ческой красоты много сходства оъ произведе ниями н о в е й ш п х е Ф И Н С К И Х Ъ повтовъ, писав* ш п х ъ по-шведски. Главное свойство этой по эзии заключается в ъ п л е н и т е л ь н о й гармонии и спокойствии духа, подъ которыми кроется кладь внутренней и с т и н ы и свободы, ж и з н ь , нахо д я щ а я удовлетворение пъ с е б е , с в е т л а я к а к е . зеркало, и не возмущаемая бурями, которыя-» т а к ъ часто волнуиотъ ч е л о в е к а , о т о я щ а г о на в е р х н и х ъ ступеннхъ общеотва. Этотъ общий х а р а к т е р ъ народмыхъ п е с е н ь нвлнетсн в е обилии очаровательно н е п о р о ч н ы х ъ ч у в с т в е и о б р а э о в е , с в и д е т е л ь с т в у ю щ е е о сам об ы т номъ и чисто в п у т р е н п е м е пронехожденшФИНСКОЙ поэзии. Воте почему ея п р о и з в е д е ния эаслуживаютъ и большую и з в е с т н о с т ь и более внимательнаго изучения. И с т и н н о е со кровище ФИНСКОЙ поэзии составляютъ дренния п е с н и , которыя явиились у народа в е какуюто отдаленную эпоху и о пи сы в а ю т ъ подвиги его богове. Некоторый и з е э т и х ъ п е с е н ь был ли и з в е с т н ы и н а п е ч а т а н ы , но н и к т о не подоэ р е в а л е между ними с в я з и , пока в ъ наше вре мя пе з а м е т и л е ея пламенный любитель Ф И Н СКОЙ поэзии, Ленроте (см.). One открылъ, что в с е оиие в м е с т е составляютъ поэму «Камооал у » , заключающую ииъ с е б е 32 рапсодии илии р у н ы — з а м е ч а т е л ь н о е эпическое п р о и з в е д е т е . Финский з а л и в е , восточная часть На итийскаго моря, между всликиме кпяжествомъ Ф и н ляндскииме и губерниями С.-Петербургскою и.