
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Фел - Фел - 49 - Фел - Фел •писки и з ъ того, что о н ъ могъ п о ч е р п н у т ь и з ъ л р е ж н н х ъ р а б о т е и иизсдедованпи с т р а н ы . Въ 1793 г. Л П Ф . Ш П Д С К Ш з е м л е м е р е Ремерсъ представинле нопми п р о е к т е канала между Перииав о ю и П е й п у с о м ъ . Въ 1S02 году псковской куп е ц ъ Вихмапъ просилъ Государя о позволении п о с т р о и т ь капалъ,вследствие чего велено геперале-лейтеиианту Гергарду снова о б о з р е т ь ту с т р а н у . Гергардъ нашелъ, что судоходное сос.дииииепис по Эмбаху, Внрииерву, Теппасснльму, по озеру и р е к е Фсллипу, Кеппо, Галлпсту и П е р п а в е в п о л н е удобоисполнимо, и вследствие его доиисесния отправлении б ы л е , в ъ 1803 г., чи н о в н и к е Г а г с м с й с т е р е , для оспопателмиаго из* •следовании и измерения протяжения будущего лаииала. Геодезический работы Га гем ей стера, школьно и з в е с т н о , и м е л и у с п е х е только на пространстиие о т е Пеппуса до Феллппа; оиие полагали, что такое судоходство по и з б р а н н о й и м ъ линии возможно для б а р о к е с е 2,000-пудовымъ грузомъ; сумму же, потребную для вы•полнепнн этого предприятия, полагалъ опт», какъ и Гергардъ, только до 985,000 рублей. К р о м е Того, что в с е по прямой лиииш проведенный р е к и и м е ю т е довольно эиачитольииую глубину, думали, что обильное водами озеро Феллпнъ, л е ж а щ е е в е раздельииоме п у н к т е , будете д о с т а т о ч н о для сииабжеиии'н водою всего сообщения. Но и это предприятие, иисизнестиио по к а к и м и п р и ч и н а м и , иие пошло д а л е е , и когда в е 1S07 г. чиновнику Финку поручено было окоиичпить на ч а т ы й Г а г е м е п с т е р о м е геодезический работы, то оиии этого назначения пе выполнили, а занял ся б е з у с п е ш н ы м и попыткамии провестии лииипю для каииала о т е Пеппуса к е Ревелю. Полков н и к е Броуни ииачале в е 1817 г. но выя и з м е р е ния. Уже в е Феврале 1818 г. ииоследооало попе-' лБиие, н е п р е м е н н о ииачать работы, безе даль н е й ш е г о отлагательства, а в е 1820 г. Броунъ л р е д с т а в п л ъ свой п р о е к т е , который, по ииадлсж а щ е м е раземотреипи, подпесепъ быле, 1 мая т о г о ж е года,,на Высочайинее усмотрении^, и быле у т в е р ж д е п е , и м е е т е со с м е т о ю в е 6,299.425 р . Положено было окончить постройку каииала в е 6 л е т е . О т д е л ь н ы й ч а с т и , состаолявнинии всю сиистему этого канала, состояли: а) и з е больше го Эмбаха, протекаиопцаи о иизе Виридскаго озера в е П е й п у с е ; б) иизе Виридскаго озера, прорезы* ваемаго судоходиою лишнего; в) иизе Тоиинасинльма, т е к у щ е г о и з ъ Феллнииискаго в ъ Впрцскоо озеро; г) и з ъ озера Феллина, которое должно было быть р а з д е л ь н ы м и пунктомъ и резервоа р о м е . О т ъ Фоллиииа, по направлению к ъ Пейпусу, ниивеллиироока была делаема только до Д е р п т а ; вести ее д а л е е ииочлии за иэлишииее, иибо н а ч и н а я о т ъ этого города, р е к а д е л а е т с я со¬ Т. X I . вершенно судоходного; паклопеше к ъ озеру ока залось пъ 43 Фута 8*^дгоймови. И з е озера Фел лина к а н а л е шелъ по узко.му и глубокому Ма лому Феллину, о т и иеи'о по р е к е Йсппо, ииъ ко торую оииъ о п а д а с т ъ , и съ нею в м е с т е иэлнваотсп въ Галлнсти. На этой стороиие.оте озе ра Феллина до РейденгоФа, и з л и в а ю щ е г о с я в е Пернаву, или до рейдснгоФскаго р у ч ь я , енлоноnie плоскости простиралось до 143 Футове. Ш и рина каииала была определена в е 6 саж.: ластовыя с у д а — в е 12 саж. длииииы и 2 1 ^ саж. ш и р и н ы ; пилюзныя камеры в е 16 саж. длины и 3 zam. иширины; постройка каждаго шлюза долж на была обойтиись в е 65,000 рублей. Хотя канале э т о т е могъ только отчасти п р и к а с а т ь с я к ъ |-уборип'ямъ:ЛииФЛЛНдской, С.-Потербургской, Эстлниидской и Псковской (потому-что Пейи п у с ъ , посредствомъ Наронн.и, и м е е т е есте ственное сообицеше с ъ Балтийскими моремп). но за то Броуни считали важными то обстоя т е л ь с т в о , что в и военное время прпвоэъ иирии пасовъ иизъ внутренииихъ с т р а н ъ для Ревеля и Флота посредствоми канала и*ораэдо будети удобииее, ви с л у ч а е , если бы э т о т е п р и в о з е иизе С.-Петербурга по озеру быле певозможоне. Ра боты прии Феллииискоми к а н а л е начались ви 1820 г. и продолжались до 1822 г. Межлу-темъ полковники Броуни умери. Р е з у л ь т а т е в с е х ъ р а б о т е былъ т о т е , что Эмбахъ были очищении, а к ъ Тенииасиильму прибавлеииъ отводный каналъ; все это обошлось иин 250,591 рубль. П р и ииачале р а б о т е , было ииредложено о т е Пейпуса довести к а н а л е п о - к р а й н е й - м е р е до Феллина; таичЪ-какъ о т ъ него до П е р н а в ы иио сухому пу т и 60 и',ерстъ,то. иио м и е н ' ю н е к о т о р ы х е инженеровъ, прикоплеииио продуктовъ показало бы, выгодно ли продолжать работы до Пернавы, иилп н е т ъ . По минеш'ю т е х е иинжеиисрове, в с я лыияииаяторгоиин и з ъ Шелона о б р а т и т с я ч р е з и С.-Петербурге в ъ Фоллннъ и П е р н а в у , т а к ъ и к а к е они ближе к е Немецкому морю, н самын издержки прии п е р е в о з к е т о в е р о в е могли быть гораздо дешевле, по на э т и п р и ч и н ы но было обращено внимания, и с е - т е х е п о р е ра¬ и боты пачатаи о каииала п р е к р а т и л и с ь . Феллинъ (Fellin), у е з . гор. с е эДмкомъ, Л И Ф лпндской губ., Порновскаго у е з д а ; л е ж и т е в е 249 вер. к е с.-в. о т е Р и г и , у сев.-вост. берега Феллиинскаго озера; о т е С.-Петербурга в е 435 вер., отъ Москвы 991 в е р . В е л е т о п п с я х ъ one ииазывается «Вельяме», а ииногда сВольядъ». Въ договоре с ъ Ш в с д а м и , 1 5 6 4 г.,опъииаз тоVilium, ToFellinum, Vilianum и Yilia. З а м о к е осповапе и в ъ 1224 г-, магпстромъ Меченосцевъ, Фолькви н о м е , и былъ местопребьноаппиеме особаго ко мандора.Такъ-какъ многнсНемцы стекались къ