
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Тат-Тат - 137 - Тат — Тат Трудъ его напечатанъ не съ подлинника, кото весьма сьупаго на похвалы русскймъ писатег рый погибъ, в м е с т е съ огромнымъ собрашемъ ляме, большой энатокъ русской исторш, чело летописей и разныхъ записокъ по части исто- в е к е остроумный, съ глубокими познаниями, pin и др. наукъ, во время пожар? пъ селе со хотя школа Коченовскаго находила и въ Мил чинителя, Грибанове, а со списка, и притомъ, лере и въ Болтине больппе недостатки въ чрезвычайно неиспраопаго, вособенности въ томъ отношении, что эти люди имели одно именэхъ собстпенпыхъ нностранныхъ писате Фактическое сведение о наинихъ древностяхъ. лей, народовъ, городовъ иссылкахъ на сочини Шлёцеръбылъиерный,позволивший себе делать телей. При печатании книги съ этого списка, разныя придирки къ Татищеву: въ одпомъ слу ходившаго по рукамъ около 30 лътъ, исключ а е онъ назвалъ его трусомъ, *за исключение изъ истории Вадима Новгородца; въ другомъ сказалъ, что Татищевъ приступилъкъ сочине нно истории въ 1720 г., будучи ешепростымъ писаремъ, а въ третьемъ, иклочилъ его въ разряде исторпчеекпхъ школьииковъ, потомучевы суждения автора, признанный вольными, и сде.иапьн Miiorie выпуски; отъ этого теперь нельзя узнать, что именно принадлежите Тати щеву, и по чьей вине встречаются тексте, такъ какъ пъ и въ иримечашяхъ нередко больший несообразности и противоречия. Въ на что Татиицевъ былъ совершенно ноученъ, не ше время Татищева ебвпняютъ во многомъ,но зналъ пи слова по-латыни иэиалътольконемец безъ всякаго оспояаинин. Даже Карамзшгь не до- кий языкъ. Все это несправедливо: имя Вадима верялъ Татищеву въ уэакоиеиияхъ 1597, 1001 три раза встречается пъ истории Татищева; и 1606 годояъ о крестьянахъ, теперь же най дены но только современные списки этпхъ граматъ, но и самый подлиннпьъ одной пзъ нихъ. Безъ сомнения не поверили бы также известию Татищева, что [оанне П * пздалъ раз и ные законы, если, бы единственный экземпляре ихъ не былъ найденъ въ 1817 г. Въ предисло вии къ 3 книп е Миллеръ говорить, что Тати щевъ довелъ свой трудъ до временъ царя loaniia Васильевича, а по уверенно митропо лита Еинеипя (въ Словаре Рус. светск. Писат. Т. П. ст. 195. М- 1840 г.), онъ намеревался дове заниматься псториего онъ началъ съ 1719 п продолжалъ до 1750 года. Впрочемъ и Шлёцеръ ииризпавалъ историю его трудомъ полезнымъ; подтвердплъ мнопя его наследова ния, не одобривъ только статьи о Скиеахъ, Сарматахе и 1оакпмовой летописи, Татище ву пришисываютъ сочинение отрывка 1оакимовой летописи, будто-бы соотавленнаго изъ нелепыхе вы мысли игь диакона Холопьпго мо настыря, Тиимонел Каменевнча-Рвовскаго, но Татищевъ снить пе могъ удовлетворительно объя важности этой находки, и по своей сти сишио историю до 1613 иода, т . е . до цоэше- нравственности песпособеиъ былъ ьъ подоб ствин и а престолъ царя Михаила веодоровича. ному обману. Не помести въ этого отрывка и В е 7 JV5 Москвитянина на 1843 г. и а ст. 2 3 0 — и 231 М. П. По годи игь пишете: «На дннхъ, по счастливому случаю торое считалось иашелъ я въ своей би Татищева^ ко Теперь это помещается блиотеке: ПродолжтшшторЫ продолжение истории игь текстъ своей и сто pi и, Татищевъ имелъ однакожъ къ 1оакиимову поиУБствоваийо полную нгеру, вместе съ Водтинымъ и друг, историка ми. Миллере также соглашался съ Ьакимомъ, относительно илубокой древности Новгорода, оправдываемой сниидетельсгвомъ 1орианда и скандинавскими сагами, сходными во миогомъ съ краткпмъ сказап1смъ [оакима о времеииахъ, предшествованшихъ Рюрику. До-снхъ поръ не хотятъ понять пастоящимъ образомъ разсказа Татиицева, какъ ему досталась эта на ходка. Привязываются къ Татищеву за сло ва, помещенный въ примечашяхъ, лежащий неизвестно сту текста его истории, принад къ какому именно м е и оудто-бы означа* 1атнщева в е вы потернинымъ». Татнплена ве чтешяхъ ИМПЕРАТОРСКАГО Обицоства исто рии и древностей российскихъ, при москопскомъ университете.Некоторые писатели! при знавали Татищева щедрымъ на псторичесмн выдумки; некоторые считали его недостойсуще иымъ занимать место между нашими истори ками, а школа Коченовскаго отвергала стковаиииекогда-либо съ именемъ Нестора летописныхъ списковъ: Раекольничьяго, Голицынскаго и 1 о с н Ф а , потому что ихъ зналъ только Татищевъ. Но основателенъ л и такой прпгои воръ? Миллеръ унажалъ и приэнавалъ оощополеэными, безсмертнымн заслуги Татиицева на п о п р и щ е отечсствеишаго летописания.Бол тине отдавалъ Татищеву полную справедли вость, во всемъ ему следопале и ссылался на не го,—Болтпнъ, по сознанию самон'о Шлёцера, ющия соостпенное сознание думке: «монахе Вевиаминъ токмо для закрытия вымышлипъ»; говорнтъ, что этотъ Вениамине самъ ехалъ къ Васил1ю Никитичу изъ Бирю кова монастыря и въ дороге умеръ; наиротивъ, оиъ не трогался съ места , потому-что представлнлъ собою небывалое, дряхлое, болезнен ное лице хозяина о т р ы в к а , изобретенное ар-