
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Нем — Hen — 468 — Hen — Hen ковашемъ, но заботилась объ умственномъ об разовании, принявъ въ свой составъ жизнь и искусство древнихъ; преобразователями этой науки были Винкельманъ (см.) и въ-последств1И Гейне. Это направлеше вскоре пере шло и въ друпе университеты, даже въ гим назия и было поддерживаемо возвышешемъ богословской науки, которой основаше поло жили Михаэлисъ (см.) въ Геттингене и Семлеръ в ъ Галле. Немалое вл1яше на немецкую умственную жизнь произвело вступлеше на престолъ Пруссш Фридриха if, которое до ставило Н е м ц а м е предмете отечественной гордости и отечественна™ • удивлешн. Почти в е это же время выступили на сцену два дейстнительныхе поэта въ Германш, нашедшихъ себе публику, которая своимъ ж и в е й ш и м е участ!емъ придавала имъ страсть къ продолжи тельному творчеству и поощряла юные та ланты къ соревнованию. Эти поэты были Клопштокъ и Виландъ (см.), именнне суще ственно различное направление. Случай познакомилъ некоторыхъ друзей, принадлежав ш и хъ къ саксонскому кругу поэтовъ, съ тре мя первыми песнями «Месыады», которыя впервые явились в е «Бременскихъ прибавлешяхъ» въ 1743 г., и обратили на себя общее внимаше; все же сочинеше было окончено толь ко въ 1773 г. За первыми песнями сМесЫады» следовали прекраснейнпя оды Клопштока, его духовныя п е с н и , после три библейская траге дии, также мнопя отечественный драмы поде именемъ сбардитовъ»;проэаичесмя сочинешя о правописанш и грамматике, наконеце t Рес публика немецкихъ ученыхъ.» Велич1е Клоп штока состоитъ преимущественно в ъ томъ, что онъ хотелъ быть истинно-немецкиме поэт о м ъ , воэвысилъ удивительнымъ обраэомъ поэтическую Форму и яэыкъ, и руководство-, палея величественными основными началами. Въ-особенности выражалъ онъ три идеи съ давно забытою силою: идею релипи, любви къ отечеству и увавеше къ греческо-римскому ду ху; впрочемъ, онъ имелъ такую же привязан ность къ природе, дружбе и любви. Хотя онъ на шелъ противниковъ своимъ проиэпедешямъ, преимущественно между приверженцами уми рающей готшедооской школы,но справедливое число повлекло большую часть къ громкому вридушевлешю. Несмотря на то, что оды Клоп штока, которыхъ. раэумвше чрезвычайно за тру дпяютъ грамматическая неясность и произ вольно созданная северо немецкая миеолопя, теперь вовсе не читаются; еще менее «Месс о д а » , не столь удавшаяся въ действительно сти в ъ последнихе п е с н я х ъ и по предмету выражения, чуждая намъ въ эстетическомъ от ношешй: заслуга Клопштока не уменьшается, какъ нравственнаго и эстетическаго учителя своего времени. Клопштокъ нашеле множе ство подражателей. Но важнее этого было об щее стремлеше, исходившее оте Клопштока; оно придало немецкой литературе до-сихъпоръ неизвестное ей достоинство: серьез • ность, истину и направлеше к е отечествен ному. КристоФЪ Мартине Виландъ еще въ школе, оъ Клостербергене и Тюбингене, обнаруживалъ приэваше свое къ поэзш. Побужда е м ы й Клопштокомъ, онъ испыталъ свои силы оъ эпопее патриотической и религиозной, пришелъ въ соприкосновеше съ Бодмеромъ. Про живая до 1759 г. то въ Ц ю р и х е , то въ Бер не, Виланде прюбрелъ обширный сведения в е раэличныхе литературахъ и опытъ в ъ жи зни. Оне тогда только поняле свое поэтиче ское приэваше, когда принялъ въ себя чудное смешение древне греческаго и новаго Француэснаго обраэовашя. Следств1емъ этого были до сихъ поръ неслыханная в ъ Германш npiятность, ловкость и легкость иэображешя и энаше света, которыя оне выражаете въ сти ха хъ и прозе, въ маломъ раэскаэе, в е эпо пее, романе и поучнтельномъ стихотворении. Немецкой литературе о н е доставиле новые маторйалы: оне облекалъ духъ древности в ъ несколько Французскую, для в с е х е удобопо нятную Ф о р м у , напр. въ комическомъ рома н е . «Абдериты» и наполненныхъ ФИЛОСОФ16Ю жизни романахъ: «Агатонъ», *Перегринъ», Протей», сАристиппъ*. Еще важнее его поэт и ч е с к 1 Я заимствования изъ средне-вековой жизни; т а к е в е «Новомъ Амадисв» и в е его главнейшемъ проиэведешй «Обероне». Тон кая ирошн составляетъ особевную прелесть его сочинешй. Кроме того, оне писале не большие разскаэы поэтической Формы , .нра воучительные исторические романы по восточнымъ обраэцамъ, разговоры, лириче с к и и д р а м а т и ч е с к 1 Я стихотворешя, п е р е воды Горащя, Лущана, Цицерона и Шекспи ра, ч т о весьма замечательно. Виланде иэдавалъ ежемесячный журнале «Немецмй Мер ку рш» (1773 — 1805 г.). Далеко уступая в е возвышенности и достоинстве Клопштоку, Ви ландъ отличался npiHTHOCTbio, многосторон ностью и движимостью противе однообразной возвышенности и часто темнаго глубокомы слия своего современника. О н е сделале в о з можныме всестороннее р а з в и т о поээш и указалъ на беэчисленное множество матер^аловъ. Онъ имелъ множество подражателей, изъ к о т о рыхъ никто не могъ равняться съ нимъ все-