
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Арм — Арм — 432 — Арм — Арм пае въ Калмыцкихъ и Киргнзскихъ степяхъ— скотоводствомъ и мелочною торговлею. Всехе Армянъ въ Poccin считается около 400,000. Армянская область, составляла прежде са мостоятельную часть Закавказскаго Края, а н ы н е входить въ составь' ТИФЛИССКОЙ губер нш (см.). Она была присоединена къ Poccin по Туркменчайскому договору въ 1328 г., и состояла изъ двухъ прежнпхъ ханствъ Эриванскаго и Нахичеванскаго. Жителей счита лось въ Армении около 165,000 душъ. До присоединения ея къ Poccin, две трети на родонаселения составляли мусульмане и одну треть Армяне; по после* воины сюда пере селилось иэъ Персии 6,500 семейств^ и изъ Турции 3,471 семействъ. Къ Армянской об ласти принадлежали города: Эривань, Нахи чевань и Ордуабадъ; Крепости: Эриванскан, Сарда ръ-Абадъ, Аббасъ-Абадъ п Аланджа, и Эчмиадэинскпи монастырь. Со времени при соединения къ Российской империи, Армян ская область управлялась учреждеииньимъ въ Эриванн областпымъ правлениемъ, ииодъ предсъдательствомъ областнаго начальника, иэъ военныхъ генераловъ. Армянская церковь. Армяне были обращены въ христианство св. Григорйемъ, просветителемъ Армении въ IV в е к е , и образовали особую Армянскую Церковь. Во время прении восточ ней Церкви BeV в е к е се моноФизитамн, они держали сторону т е х е , которые утверждали в е Христе только одно естество.Такимъ образомъ между Армянскою и Греческою Церковью про изошло разъединение, продолжающееся до на стоящего времени. Римская Церковь делала не сколько июпытокепривлочьке себе Армянскую и на самомъ д е л е присоединила часть ея; эти присоединенные Армяне находятся подъ управлешемъ нахичеванскаго епископа,который по сылается иэе Рима и признается верхопнымъ пастыремъ всехе армлно-католикове. Мона стыри ихъ находятся на Либассоне и на остро в е Св. Лазаря. Неприсоеднненная к е католи ческой, Армянская Церковь мало имеетъ отли чительней) отъ Греческой въ отношении своего устройства; но въ отношении догматовъ она от личается отъ Православной следующиме: 1) Армпне-принимаюте не в с е семь вселснскихе соборове, а только три первые; 2) служатъ не въ алтаре, а на открытомъ престоле; 3) въ таинстве причащения употребляюте хлебе опресночный; 4) крестятся съ леваго плеча на правое; 5) посты соблюдаютъ не по древ нему Церковью установленному порядку, а раскладываютъ по нескольку дней на весь годе; 6) празднике Рождества Христова от- правляюте 6-го января, в м е с т е се Крещенпемъ. Какъ у Грековъ, лица белаго ду хивенства могуте вступать в е б р а к е , но только однажды; третш браке вовсе запре щена светскимъ лнцамъ. Глава Церкви есть католнкосъ, имеющий свое местопребывание въ Эчмиадзипскомъ монастыре, недалеко оте Эриваиип; этоте монастырь посещаюте мно жество поклонникове; каждый Армянине по крайней м е р е одинъ разъ долженъ побывать въ немъ. Подъ католикосомъ находятся армян ские патриархи, митрополиты, apxienincxonbH и епископы. Митрополиты, носящие только одно тиитло naTpiapxoeei суть агтамарский, агуанскш въ Карабаге, сисслпй, иерусалимский и константинопольский; все они приэнаноте главою своею эчмиадзпнскаго католикоса и припинмаютъ отъ него рукоположение; сами католикосы въ сане свой возводятся ииа осно вании древнихъ законоположений и обычаевъ, освлщеинныхъ давностью времени, по назна чению и пзбрашю эчмиадэикскаго синода, известныхе эпарх1альныхъ apxienucKonoBb, и съ согласия армянскихъ обществъ, находя щихся оъ Poccin и Турции; утверждаемьн бы ли они въ этомъ достоинстве прежде отъ дворовъ персидскаго и турецИаго. Въ Российской имперш армянский эпархпн подъ управлошемъ епископовъ иэъ этой нации суть: 1) Нахичеванская и Бессарабская, которой apxiennскопъ управляетъ духовными делами Армянъ, живущихъ въ Москве и Петербурге, в е Бес сарабии и в е городахе Екатеринославской, Херсонской и "Таврической губерний; 2) Гру зинская, со всеме.Закавкаэскиме краеме; 3) Астраханская, к е которой принадлежате го рода Астрахань, Моздоке, Кизляре и Ставро поль. Сверхъ того особенные архиепископы управляиотъ армянскими эпархиями: Ахалцыхсконо, Карабагскою, и Армянами, переселивннимся въ последнюю войну съ Турками иэъ Карскаго пашалыка. АрмяНСВД еретики. Армяне, какъ видно иэъ богословско-историческихъ- армянскихъ книгъ, особенно иэъ соборныхъ посланий армянскаго католикоса Нерсеса, и переписки его съ греческимъ императоромъ и клиромъ (см. Историч. памяти, вероуч. Арм. Ц., перев. Ал. Худобашева. Спб., 1847), в е вероисповедании своемъ вполне согласны с е учешемъ Право славной Церкви; принимаюте в с е соборныя постановления, признаюте в е 1исусе Христе два естества. Но было время ослепления, ко гда монофиэитская ересь всего более разви лась между Армянами: 535 году они отвергли халкидоисБий вселенский соборе и отпали отъ