
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
215 Овидтй 216 gleichzeitigen Rbniiscnen Dichtern», Инсбрукъ, 1869—71); но для таланта О. характерно то, что онъ почтя всегда прндаетъ этимъ эаимствовашямъ другое освъщеше. Онъ и самъ любилъ повторять одинъ и тотъ же сюжетъ въ новыхъ комбинацияхъ. За первымъ издатемъ «Amores» последовали «Неroides»—любовныя послашя женщинъ героической эпохи къ своимъ мужьямъ или возлюбленнымъ, обо значаемый въ сочинетяхъ самого поэта просто име немъ послашй («Epistolae»). Заглав1е «Героидъ» встречается впервые у грамматика Y I ст. Прис л а н а . «Героидъ» съ именемъ 0. до насъ дошло 21. О подлинности некоторыхъ изъ нихъ, особенно 6 по следнихъ, несколько разнящихся отъ остальныхъ мел кими метрическими и просодическими особенностями, прежде много спорили, но теперь обычно приэнаютъ авторство 0. для всехъ «Героидъ». По своему поэти ческому достоинству не все послашя одинаковы; не который изъ нихъ обличаюсь руку мастера, съ не обыкновенною легкостью входящаго въ положение и настроение избранныхъ имъ лицъ, живо, остроумно и въ удачныхъ выражешяхъ воспроизводящая ихъ мысли, чувства и характеры. На содержание «Г.» ока зали большое влилше риторическая упражнешя О. Поэтъ ставилъ себе въ заслугу, что первый сталъ нисать стихами любовныя послания съ содерлсашемъ изъ седой миеологической старины. «Героиды» отли чаются отъ «Amores» темъ, что представляютъ абстракций чувства любви на конкретныхъ примерахъ; переписка, очевидно, идетъ между поэтомъ и читателемъ (съ кемъ, напр., могла отправить свое послаше Тезею Арйадна, покинутая имъ на пустынномъ острове?). Последнимъ и окончательнымъ шагомъ на пути абстракции чувства любви была «Ars amatoria» («Наука любви»), въ сочинешяхъ самого поэта называемая просто «Ars». Это—дидактическая поэма (по образцу риторическихъ artes) въ трехъ книгахъ, написанная, какъ п почти все сочинения О., элегяческимъ размеромъ и заключающая наста вления сначала для мужчянъ, какими средствами можно приобретать и сохранять за собой женскую любовь (1 и 2 книги), а потомъ для женщинъ, какъ оне могутъ привлекать къ себе мужчинъ. СочинеHie это, отличающееся во многихъ случаяхъ край нею нескромностью содержашя, плохо оправдывае мою эалвлешемъ, будто эти наставления назначены лишь для публичныхъ женщинъ (Trist, I I , 303), въ литературномъ отношении превосходно и свидетельствуеть о полной зрелости таланта; поэтъ ма стерски отделываетъ каждую подробность и не устаетъ рисовать одну картину за другой съ блескомъ, твердостью и самообладашемъ. Издана «Ars» въ 2—1 г. до Р . Хр. Одновременно съ «На укой любви» появилось сочинето 0., отъ котораго до насъ дошелъ лишь отрывокъ въ 100 стиховъ и заглавий котораго въ рукописяхъ: de medicaniine faciei. На это сочинеше указываете женщинамъ 0. въ I I I кн. «Науки любви» (ст. 205), называя его «Medicamina formae» («Средства для красоты»). Въ дошедшемъ отрывке разематриваиотся средства, относяиндяся къ уходу за лицомъ. Вскоре после «Науки любви» 0. издалъ «Лекарства отъ любви» («Remedia amoris») — поэму въ одной книге, где онъ хочетъ облегчить положеше техъ, кому любовь въ тягость и кто желалъ бы оте нея избавиться; вместе съ темъ, авторъ старается оправдать себя въ безнравственномъ содержании «Науки любви». Срав нительно съ нею «Remedia amoris» представляютъ скорее понижете таланта, не обнаруживающая здесь того богатства фантазш, той непринужден ности въ образахъ и даже той живости изложешл, какими блистаете «Ars amatoria». Въ направлении, котораго 0. до техъ поръ держался, ему далыпо идти было некуда, и онъ сталъ искать другихъ сюжетовъ. Онъ принимается за разработку миеологическихъ и релииозныхъ предашй, результатомъ чего были две его капнтальныхъ поэмы: «Мета морфозы» и «Фасты». Прежде, чемъ онъ успелъ за вершить эти ценные труды, его постигъ ударь, коеннымъ образомъ изменивши его судьбу. Осенью -го г. по Р . Хр. 0. неожиданно былъ отправленъ Августомъ въ ссылку на берега Черная м., въ ди кую страну гетовъ и сарматовъ, и поселенъ въ гор. Томахъ (ныне Констанца, въ Добрудже). Ближайшия причины столь суроваго распоряжения Августа неизвестны. Самъ О. говорите, что его погубили carmen et error («стихотвореше и ошибка»). Въ чемъ состояла «ошибка» поэта—точно сказать невоз можно. Вероятно, 0. былъ невольнымъ свидетелемъ какого-то полового прегрешения въ семействе Августа, и вина его состояла лишь въ томъ, что у него были глаза. Что касается другой причины (carmen), то это была несомненно «Ars amatoria», изъ-за кото рой его обвиняли какъ «учителя грязнаго прелюбо деяния». Ссылка дала поэту поводъ къ целому ряду произведений, выэванныхъ исключительно новымъ его положешемъ. Ближайшимъ результатомъ катастрофы были его «Скорбныя элеии» пли просто «Скорби» (Tristia), которыя онъ началъ писать еще въ дороге и продолжалъ на месте ссылки въ течете трехъ летъ, изображая свое горестное положение, жалуясь на судьбу и стараясь сислонить Августа къ помилованию. Элепи эти, вполне отве чающий своему эаглавш, вышли въ пяти книгахъ и обращены большею частью къ жене, некоторый — къ друзьямъ, одна, самая большая, составляющая целую книгу,—къ Августу. Эта последняя очень интересна не только отношешемъ, въ какое поэте ставите себя къ личности императора, выставляя его величие и подвиги и униженно прося простить его прегрешения, но и заявлешемъ, что его нравы совсемъ не такъ дурны, какъ молено думать, судя по содержашю его стихотворений: напротивъ, жизнь его целомудренна, шаловлива тольисо его муза. Въ этой же элегии приводится целый рядъ поэтовъ греческихъ и римскихъ, на которыхъ сладострастное со держание пхъ стихотворешй не навлекало никакой кары; указывается также на римская мимически] представления, крайняя непристойность которыхъ действительно служила школой разврата для всей массы населешя. За «Скорбными элегиями» последо вали «ПонтШсшя письма» (Ex Ponto), въ четырехъ книгахъ. Содержате этихъ адресованныхъ разнымъ лицамъ писемъ то же, что и элепй, съ тою только разницею, что адресаты здесь названы по имени, чего 0. избегалъ въ «Tristia». Сравнительно съ по следними, «Письма» обнаруживаюсь падение таланта поэта. Это чувствовалось и самимъ 0., который откровенно признается ( I , 5, 15), что, перечитывая, онъ стыдится написаннаго и объясняете слабость своихъ стиховъ темъ, что призываемая имъ муза не хочетъ идти къ грубымъ гетамъ; исправлять же на писанное у него не хватаете силъ, такъ какъ для его больной души тяжело всякое напряжете. Тёмъ не менее, «Сисорби» и «Письма» ценятся теперь го раздо ниже, чемъ они того заслуживаюсь. Пушкинъ ставилъ ихъ выше всехъ прочихъ произведений 0. (кроме «Метаморфозъ»).—Въ Томахъ О. приступилъ къ переделке своей поэмы «Фасты» (Fasti—кален дарь), содержащей въ себе объяснеше нраздниковъ или священныхъ дней Рима. Это ученое произве дете, многое объясняющее въ римскомъ культе и служащее важнымъ источникомъ для изучения рим ской религии, дошло до насъ въ 6 книгахъ, обнимаю-