
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
545 М У С К У С Ъ — МУС0РГСК1Й 546 толуолъ, обладает*, подобно дру СН гим* пнтропроизводнымъ бензола, ко.учж) запахомъ естественнаго М. Для получения М. нитрпруютъ про. С(СН з дуктъ взаимодейетв1я хлористаго ^ / изобутпла на толуолъ въ нрисутNO , ств1 и хлористаго алюминш. Этотъ М., въ отлнч1е отъ другихъ веществъ, обладаю щих!, подобнымъ же запахомъ, называется М. Баура или тонкнномъ. М., представляетъ, собой желтыя иглы, плавянидлсл при 96—97° Ц. При замене ацетиловой группой водорода бенэольнаго ядра въ нитрнрованномъ третичиомъ бутнлтолуолЬ получается такъ назыв. кетоновый М. съ точкой плавления въ 131—132°. Введешемъ другихъ группъ альдегидной или группой щапа получаютъ вещества съ различ ными другими оттенками запаха. Искусственный М. находит* примкнете в* парфюмеры п почти замънилъ естественный М., запахъ котораго зависит*, однако, совсем* от* другого вещества, неиэвъстнаго строения кетона, формулы С Н вО. М у с л н н ъ — с м . Хлопчатобуманшыя ткани. М у с о (Muzo)—копи изумрудов* въ Колумбш (Южн. Америка), ггь верховьяхъ р. Караре (прав, прит. Магдалены); самыл значительный на земномъ шаре п по количеству, л по качеству добываемыхъ каменьевъ. Собственность государства. M y c o p r c K i e — р у с с к Ш дворянешй родъ, про исходящей от* князей Смоленских*: Р о м а н ъ В а с и л ь е в и ч * М о н а с т ы р е й * , по прозвищу Мус о р г а , был* родоначальннкомъ М. П е т р ъ И в а н о в и ч ъ М. былъ воеводою въ Старице (1620). Изъ :отого рода происходилъ М о д е с т ъ П е т р о в и ч ъ М . Родъ М. внесенъ въ Y1 ч. род. кн. Псковской губ. МусоргскШ, Модестъ Петровпчъ — знаменитый русский композиторъ. Род. 16 марта 1839 г. въ имъчпи родителей, Торопедкаго у., Псков ской губ. Впечатлъшя детства, проведеннаго въ де ревне, определили направлеше п характеръ его творчества. Няня разсказывала ему русстия народ ный сказки, и онъ подъ ихъ впечатлешемъ пмпровизировалъ на фортешано. Обучать его игре на фортешано стала мать; затемъ, учась въ Петропавловскомъ немецкомъ училище въ Петербурге, онъ занимался фортетанной игрой у А. Герке и достиг* выдающихся результатов*. Появившаяся въ 1852 г. въ печати полька «Porte enseigne» была первымъ опублнкованнымъ его пронзведешемъ. Въ 1857 г, онъ сочинилъ фортешанную niecy: «Souvenir d'enfauce» и тогда же задумывалъ оперу «Нап d'Islande» (сюжеть В. Гюго), оставшуюся въ проекте. Окончпвъ (1856) школу гвардейскихъ подпрапорщиковъ, М. поступилъ въ л.-гв. Преображенсшй полкъ. Громадное значеше для его музыкальнаго развитш имело знакомство съ Даргомыжскпмъ, Кюи, Балакиревымъ н музык. кружкомъ последнлго. Не ма лую роль въ его творчестве сыграла u его дружба съ В. В. Стасовымъ, написавшимъ бюграфио М. («Соч. В . В . Стасова», СПБ., 1894, т. Ш ; см. также письма М. къ В. Стасову и къ Балакиреву, изд. «Рус. Муз. Газ.»). Балакиревъ игралъ съ М. въ четыре руки, объясняя ему музыкальный формы и приемы оркестровки. М. выступалъ въ кружке не только какъ шаннстъ, но и какъ превосходно фразируюшдй певецъ-барнтонъ. Въ 1858 г. М. написать два скерцо; одно изъ нихъ, B-dur, было первымъ исполненнымъ публично (въ конц. его сочипошемъ, О-ва, 1860). Въ 1859 г. М. оставилъ Имп. Русс. Муз. но неимеше средствъ къ жизни военную службу, добыть нхъ музыкальной деятельи невозможность его служить последовательно въ постью заставили 3 Мускусъ и с к у с с т в е н н ы й , тринптробутнл- Главномъ Инж. Управленш, Лесномъ 3 х s 15 2 Департа менте н Государственномъ контроле; въ послёднемъ его устроилъ Т: И. Филипповъ, большой его почитатель и наследникъ, но завещаний, его авторскихъ правъ. Къ раннему першду творчества М. (до. 1865 г.) относится музыка къ «Эдипу» Софокла, изъ которойЧохранился хоръ народа у храма Эвменидъ, впоследствш использованный М. въ коллективной (см. Бородинъ) опере «Млада», въ которой М. на писалъ одинъ актъ (1873), а затемъ, когда она не состоялась—въ опер* «Сорочинская Ярмарка». Въ 1861 г. М. написалъ характерное «Intermezzo Symphonique i n modo classico», въ 1863 г. — романсъ «Саулъ». Наиболее крупнымъ его опытомъ въ этотъ перюдъ была опера «Саламбо» (1864—65), на соб ственное либретто по роману Флобера. Для нея на писаны имъ три картины, музыка которыхъ въ переработанномъ вид* вошла почти вся въ оперу его «Борись Годуновъ». Второй першдъ творчества М., съ явнымъ преобладашемъ вокальной музыки, начинается въ 1Э65 г., когда былъ сочиненъ «Калнетратъ» («первая попытка комизма», по словамъ М.). Индивидуальность композитора утверждается все болёе и более. Реалистнчесше, большей частью народно - руссше, сюжеты и своеобразная, яркая нхъ трактовка — отличительный черты сочиненШ этого перюда. Кроме целаго рода вокальныхъ шесъ, хараптерныхъ н сильныхъ хоровъ «1исусъ Навинъ» (переработанный «хоръ ЛивШцевъ» пзъ «Саламбо», основанный на еврейскихъ темахъ, 1866 г.) и «По радеете Сеннахериба» (1867), сюда ОТНОСЯТСЯ драматпчесиия пгхшзведешя: «Женитьба» (1868 г., изд. въ 1908 г. подъ редакцией и съ предпслов1емъ Н. Римскаго-Корсакова)—чрезвычайво интересный «опыт* драматической музыки въ прозе» (слова М.) на неизмененный текстъ. комедш Гоголя (напнеанъ только одинъ актъ); опера «Борись Годуновъ» (напис. 1868—72, поставл. 1874 на Map. т. въ СПБ.), «Хо ванщина» (1873—80 гг., изд. въ 1882 г. подъ редакщей Н. Римскаго-Корсакова и имъ же оркестрована)— грандиозная народная драма, рисующая борьбу ста рой Московской Руси съ новой, Петровской Россией (пост. 1885, на частной сцене въ СПБ.), «Сорочин ская Ярмарка» (1875 — 80), неоконченная комиче ская опера но Гоголю (см. статью о ней Каратыгина въ «Аполлоне», 1911), законченная недавно (1914) Ц. Кюи и теперь (1915) печатающаяся. Для оркестра написана въ то же время «Ночь на Лысой горе» — симфоническая картина (въ первоначальномъ виде— «Праэднпкъ Чернобога» для «Млады», затемъ — сонъ паробка для «Сорочинской Ярмарки»; издана по плану, въ редакцш и оркестровке Н. РимскагоКорсакова), для фортешано—«Картинка съ выставки Гартмана» (1874, изд. въ 1886 г.), сюита шесъ юмористическаго, лирическаго и описательнаго харак тера. Материальная необезпеченность и неудачи на композиторскомъ поприще преследовали М. Его опера «Борись Годуновъ» надолго была снята съ ре пертуара; друпя его сочпнешя долго игнорировались артистами и публикой. Въ последние полтора года ЖИЗНИ, оставшись безъ слулсбы, М. добывачъ сред ства къ жизни ремесломъ аккомпашатора, соверпшвъ въ 1879 г. подбодрившую' его исонцептную по ездку въ провинцию съ певнцей Д. М. Леоновой. Усилившаяся страсть къ внну ускориила смерть М. Онъ окончатся 16 марта 1881 г. въ Николаевском* военномъ госпитале и похороненъ въ АлександроНевской Лавре въ Петрограде.—М. одпнъизъ самобытнейшихъ русскихъ исомпозиторэвъ. Верный заве там* Глинки нДаргомыжскаго,онъпошолъ дальше ихъ. Онъ горячо отрицать формулу: искусство для искус ства. «Искусство есть средство для беседы съ 1S Новый Энциклопедически Слопарь. т XXVII-