
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
353 Мосгь 354 щепа разводная часть М., балочной фермой со сквозной стънкой. Пролеты въ нослъдовательномъ порядк* отъ береговъ къ середин* р*ки вмъютъ отворотя въ св*ту: 107, 125, 143 и 156 фт. Чистое отверспе разводной части 70 фт. Стрела подъема арки средняго пролета 14 / фт. Ширина М. по¬ верху 65 / фт. Нъ каждомъ пролет* по 13 арокъ пли реберъ. Въ краЙнпхъ пролетать арка состоитъ нзъ 9 косяковъ, а въ остальныхъ пзъ 11. Косяки сплошные двутавроваго с*чешя. Пяты арокъ упи раются въ чугунную пятовую доску. Первый во ] 3 3 4 Преимущественно же для жел*зныхъ дорогъ строятся балочные М., появивппеся поел* арочныхъ и висячихъ. Съ постепеннымъ распространетемъ жел.дор. конструкщя этихъ М. быстро совершенство валась. Тельфордъ первый сталъ въ 1800 г. употре блять для перекрытая пролетовъ чугунный балки, а I - • ' viiV-V-\?-ЛЛ г,?." -".-: V-"-: 1 . ,• • Рис. 19* Форма системы Улиилл. Fuc. 'J. Аустерлпцюи мостъ (180G г.) съ ПарпнгЬ. Францш железный арочный М., пролетомъ 12 м:, построенъ былъ Брюжеромъ въ 1808 г. въ С.-Дени. Распространяться стали асел*зныл арочныя фермы лпшь въ 1850-хъ гг. Сначала онъ составлялись пзъ сплошныхъ частей съ неподвижнымъ закръплешемъ пять. Систему арочнаго М. со сквозными фермами и неподвижно закрепленными пятами представляетъ, напр., одинъ изъ самыхъ красивыхъ большихъ металлическихъ М.—черезъ р. Миссиссиппи у С.-Луи. Онъ состоитъ изъ 3 пролетовъ. Арочныя фермы съ заделанными пятами, расширяясь отъ вл1ян!я темпе ратуры, испытываютъ добавочный напряжешл, для устранешя которыхъ ноыъщаютъ стальные шарниры въ пятахъ арки, а иногда п въ ключ!;. Шарниры пъ первый разъ употреблены въ жел*знодорожномъ М. черезъ каналъ С.-Дени, оконченномъ въ 1858 г. Для леслйзныхъ дорогъ теперь пользуются охотно арочными фермами, допускающими легкое пере крыло большихъ пролетовъ, при устояхъ неболь шой высоты. Напр., два М. черезъ р. Москву на Московско-окружной лс. д. (1907) — продеть 135 м., строюниесл М. черезъ р. Донъ у Ростова—2 пролета по 113 м. и черезъ Дн*пръ у Екатеринослава, на лиши Мерефа — Херсонъ, для железной дороги и экипажной 'Ьзды,—8 пролетовъ по 112 м. Железный арочныя фермы М. по красоте и удобству перекрытля ими большихъ пролетовъ представляютъ одну изъ наиболее часто лримЗшяемыхъ формъ для монументальныхъ М. въ большихъ городахъ. Александровешй М. черезъ р. Неву въ Петроградъ, соединлгощш Литейный просп. съ Выборгскою сторо ною, построенъ въ 1874—79 гг. инж. А. Е. Струве, по его ate проекту. М. состоитъ пзъ 5 пролетовъ, перекрытыхъ арочными фермами, и пзъ разводной части, расположенной со стороны Литейнаго просп. Ширина средняго пролета 35 саж., двухъ смежныхъ съ нимъ по 30,5 саж., двухъ крайнихъ по 25 саж.; разводная часть пролетомъ въ 10 саж. Верхнее строеше каждаго изъ пяти постоянныхъ пролетовъ состоитъ изъ ]3 арочныхъ фермъ, расположенныхъ на разстолши 6 фт. одна отъ другой. Ферма съ шарпирами въ пятахъ и составлена изъ сплошной арки двутавроваго сЬчешя, высотою 4 фт., изъ прогона п системы стоекъ и раскосовъ. ОхтенскШ М. (Императора Петра Всликаго), въ Петроград*, черезъ р. Неву, оконченный въ 1911 г., подъ руководствомъ и по проекту проф. Кривошеина, им'Ьетъ 3 пролета: средшй, 20 саж., подъемно-раскрывагощдйсл для пропуска судовъ, п два боковыхъ, по 63 саж. каждый, пере крытыхъ возвышенными арками съ затяжками. Пооый Эпцп1Слопсд11чсС1С1Й Словарь, т. XXVII. S Стефенсонъ прпменилъ ихъ для М. железной дороги между Ливерпулемъ и Манчестеромъ. Но въ на стоящее время чугунъ признается неподходящимъ матер1аломъ для балочныхъ М. вообще, а для жел*знодорожныхъ, подверженныхъ сотрясен1ямъ, въ особенности. Вместо чугуна стали примвнять сваочное, а зат*мъ литое железо и мягкую сталь, ля небольшпхъ пролетовъ съ удобствомъ приме няются въ качеств* балокъ простые рельсы, балки прокатный и составныя со сплошною ст&нкою (см. Балка, I V , 853). Стремлеше къ совместному упо треблений чугуна и железа, сообразно съ особыми свойствами каждаго изъ этихъ матер1аловъ, привело Уиппля въ Америк* къ мыслп составить сквозную ферму, въ которой сжимаемыя при изгиб* части, т.-е. верхшй поясъ и стойки, составляются изъ чугуна, а растягиваемые элементы—нижшй поясъ и раскосы — изъ жел*зныхъ тяжей или струнъ. Ферма Уиппля (рис. 10) можетъ считаться перво- Рлс. I I . Ферма сястемы Флпка. образомъ нын*шнпхъ раскосныхъ М., въ которыхъ, однако, вс* элементы жел*зные: верхше пояса и стойки жесткаго с*чешя, а нижше пояса и раскосы— плоскаго, а иногда также жесткаго с*чешя. Пре следуя ту же ц*ль: составлешя фермы изъ чугуна и жел*за, Финкъ ввелъ въ употреблеше свою шпрепгельную систему, состоящую изъ чугунной трубчатой балки, подпертой между опорами чугун ными же стойками, которыя поддерживаются же лезными струнами, прикрепленными къ нижнимъ частямъ стоекъ и къ поясу (рис. 11). Пока въ Америк* практически вырабатывались наибол*е рацдональные типыМ., бол*е осторожные анЫйскле инженеры не могли отказаться отъ испытанной си стемы балокъ со сплошными ст*нками. Для сохраиешл жесткости фермы, при возможной экономш материала, они придумали трубчатыя балки, со ставленный изъ двухъ верти кал ьиыхъ ст*нъ, пере крытыхъ сверху и снизу горизонтальными листами. Такимъ образомъ появился знаменитый трубчатый М. Бриташя черезъ пролетъ Меней, построенный въ 1850 г. Р . Стефенсономъ. Въ начал* 1850-хъ гг. Брюнель усп*лъ доказать значительный преимуще ства составныхъ балокъ двутавроваго съчешя надъ трубчатыми. Одиночная вертикальная стенка дву тавровой балки даетъ значительное сбережете матер1ала сравнительно съ двумя стенками трубчатой 12