
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
47 МОНАШЕСТВО 48 внешней стороны нострадало сильно. Въ царствоваriie Льва Ш п Константина Y въ одну южную Италш ушло около 50000 монаховъ. Но peiipeccin только укреинли духовное вл1яшс М. Когда борьба стала клониться къ концу, при императоре Льве Y, мопахп овладевают* правомоч1емъ вязать и решать, становятся распорядителями народной совести. Раньше власть эта принадлежала епископамъ; те перь naTpiapx* Никифор*1 предоставляет* еевсемъ рядовымъ инокамъ. Съ ореоломъ страдальцевъ и новымъ важнымъ npio6p*TcnicMb М. съ половины I X в. вступает* въ самый блестящ!й першдъ сво его существовали. Македонская динасил (842— 1057) въ лице всехъ своихъ представителей не только не мешаетъ обществу въ «непомерной стра сти» къ одарпвашю монастырей, ;ло сама осыпаетъ М. богатствомъ и почестями. Эту эпоху справедливо величали «монашеским* торжеством*». Монастырямъ раздавались плодородный земли въ таких* размерять, что монахи «былп богаче п отдавались хлопотамъ больше даже, чемъ поклонники удовольствШ здешней жизни». Об*дноше имперш, быстро надвигавшееся со времени крестовых* по ходов*, заставляло некоторых* василевсовъ обра щаться къ рсссурсамъ монастырей. Съ другой сто роны, строительство и щедродатсльство общества стало сокращаться. Mnorie монастыри пришли в* запусгвше и стали приписываться къ другим*. За держка в* росте М. заметна, однако, только по сравнешю съ эпохой Македонской династш. Въ общемъ еще долго пмпорш была чудовищио пере насыщена монастырями. Антош й Новгородсшй въ X I I в. сообщает*, что въ правлеше императора Мануила было насчитано 14000 «монастырей отъ греческаго моря до русскаго». Столица, Мраморное море съ его о-вами, Босфоръ были унизаны ими пак* бисеромъ. Виэантш казалась «монашеским* царствомъ». После 1204 г. Константинополь сталъ слабеть. Съ ним* пошло под* гору и М. Но еще до начала ущерба М. создает* повый цсптр* вдали отъ гибнущей столицы — Аеонъ. Первыя изв*ст1л о нем* восходят* к* Y I I в. Охотников* селиться тамъ въ то время было мало, но иконоборчество выбро сило туда значительное число беженцев*. Быстрому росту М. здесь мешали разорительный пападешл арабовъ въ I X в. Въ 872 г. император'* ВасилШ окончательно уступил* полуо-въ монахам*. Въ X в. здесь является первый видный организатор* АеаHacifi, сторонник* общсжнтельнаго М. и создатель лавры. Протест* особножителей повел* кътому, что в* 971 г. былъ утвержден* устав* «трагосъ», прпзнававшш п то, и другое М. Возникнпе въ поло вине X I в. безпорядки вызвали введсшо новаго устава при Константине Мономах*; было поста влено препятств1е в* развит!и монахами широких* торговыхъ опсрацШ. Въ это время насчитывалось на Аеон* до 180 монастырей болынпхъ и малых*. Правлеше династш Комниновъ было цветущей но рой Аоона. Потрясешл, свнзанпыл съ крестовыми походами, заставили уходить на Аоопъ столичное М. Поел* Латинскаго эавоеваши Константинополя л Аеон* попал* въ бедственное тюложеше. Монахи вынуждены были просить Иннокешчл I I I принять нхъ подъ свое покровительство. Въ 1218—4G г. Аеонъ былъ подъ властью болгарских* царей. Л] он екая ушл 3274 г. навлекла на Аооиъ страшныя бедств1я. В* некоторых* монастырях* обитатели были переве шаны и изрублены за еопротивлетс. Оправиться вполне Аеон у не удалось больше никогда.— Литера тура (кроме указанной в * статьях* «Аскетизм*», «Иконоборчество», «Монофизнтство», «Мистика на Востоке», «Аоопъэ): П. К а з а н с ь м Й . Исторпгпра- восл. М. па Востоке» (М.. 1854 — 57, ч. 1 — 4 ) : А. П. Л е б е д е в * , «Полное собрате сочпнсниЬ, въ большинстве томопъ; Ф. А. Т е р н о в с ю й , «Истоpifl греко-восточной церкви въ першдъ всел. собо ровъ»; 1 е р . А н а т о л 1 й , «Историч. очеркъ CHpiflскаго М. до половины Y I в.* ДОсвъ, 1911): 0 с од о с Ы , «Палестинское М. I Y — V I в.» (KI'OB*. 1899); И. С о к о . т о в ъ , сСостолш'с М. в ъ в и э а т т й ской церкпи с* половины I X до начала X I I I в.» (Казань, 1894); е г о ж е , «Исторш греч. церквей» въ изд. Лопухина: «Истор1я христ. церкви въ X I X в.» (т. I I , 1901); С. С м н р н о в ъ , «Духовный отецъ» (Ссрпевъ Посад*. 1906); M o r i и, «Les moines de Constantinople dcpiiis la fondation de Ja ville jusqa'a la mort de Thotius > (П., 1897, рус ский перевод* очень плохой); Z U c k l e r , cAskese und MtJnchtum» (1897); С у в о р о в т., «Объем* дисциплинарная суда и юрисдикцш церкви въ першдъ всол. соборовъ» (2-е изд., 1906); е г о ж е , «Къ вопросу о тайной испов*ди и о духовниках* въ вост. церкви» (2-е изд., 1906); Н о 11, «Entnusiasmus und Bussgewalt beim griecb. M(incbtnm» (1898): S. S c b i w i e t z . «Das morgenlflndische MOncbtum» (1904). A. М о н а ш е с т в о н а З а п а д *. Предвестни ками западпаго М. являются уенлеше аскетическихъ течешй, выражающееся в* повышенной стро гости жизпи отдельных* лицъ и семей (римеше аскетичесше пружки эпохи 1еронима), полвлеше бродячихъ аскетовъ, лицъ и группъ, временно ведущих* аскетическую жизнь (abstinentes), посвящающих* себя Богу вдовъ, девъ (virgines velatac) и мужчин*, наконец*, образовало уже съ половины I I I в. маленькихъ aciceTepieBb, иногда состоящих* изъ двухътрехъ лицъ, въ городахъ и вне городовъ. Это аске тическое течешс на Западе вдохновляется и под держивается влшшлми н образцами восточная М., сл. которым* Запад* знакомится как* путем* непосред ственная соприкосновешя съ анахоретами, еремитами и аскетами Египта и Сирш, такъ и чрезъ по средство таких* пламенных* защитников* и пропо ведников* пустынножительства, как* 1ероннм*, Руфин* и позже СульпищЙ Север*. Асиетическ1п идеал* на Западе пережил* тяжелую борьбу с* уме ренным* понимашом* xpucTiaHCicofi жизпи (Гсльвиддй, ВигпландШ, Мартин* Турсшй, 1сронимъ). пред ставители котораго смешивали аскетов* с* маннхеями и добились временная разгрома испанских* аскетовъ, въ лиц* причисленная ими къ орстпкамъ Присцнлл1ана. Перелом* в* пользу аскетизма па дает* на эпоху 1еронима. Уже Амвросий основывает* монастырь около Милана, всл*дъ з а ' которым* по являются в* Италш и друпе. Въ I Y — Y вв. мона стыри появляются въ Галлш, где особенное значеше им'Ьла деятельность Мартина Турскаго; они распро страняются, отчасти из* Галл in, въ Испаши, Англш. Ирландп! и Шотлаидш («иро-скотск!о» монастыри служат* центрами xpiicTiancTna, нроннкнутымп мисс1бнсрскнмъ духом*; их* аббаты стоять выше епи скопов*). На Западе, в* силу географических* услов1й, нс возникает* типичная для Востока пустынножительства: «пустыни» быстро стано вятся культурными центрами. Монастырь оттес няет* как* отдельных* аскетов*, такъ и маленыие еремнтарш. Единой формы монашеской жизпи еще не существовало. Въ одних* общожптшх*, как* и* Лсрипе, стараются воспроизвести жизнь египетских* сремитовъ, въ других* живут* по уставам* Иахомш (переводъ 1еронима) или Басил in Великая (пере делка Руфина), или по создаваемым*, главным* об разомъ на основ* восточныхъ уставовъ, «правилам*» («Правило Цезарш Арльскаго», «Устав* Августина»).