
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
941 Л А М А И З М Ъ 942 Щ1я мировую кинетическую энергию Добра,—иными словами, божественное проявление Будды па благо жнвымъ существамъ. Проявлеше Будды въ форме илгдимаго т*ла(бла;кеннаго и явленнаго) безконечно разнообразно, въ соответствии съ жизнью всего страждущаго Mipa. Видимое гЬло Будды проявляется въ вид-Ь безчисленныхъ буддъ, бодисатвъ, боговъ, богинь, и, наконецъ, въ образе живыхъ существъ, растений и мертвой природы. Будда, какъ Высшее Существо, не отдельная личность и не абсолютъ, ко торый былъ бы неэависимъ отъ чего-либо; Будда— пе творецъ Mipa, такъ какъ весь дпръ въ целомъ, какъ н самъ Будда, во времени не имеетъ пи пачала, ии конца. Будда, какъ осуществлеше высшаго смысла лшзни, является Сущеотвомъ, иснолцившпмъ велеипя истинпаго закона лсизни, высшШ долгъ передъ живыми существами. Съ этой точки зрения появление видимаго тела Будды въ данномъ мире (какъ, напр., Ша1сьямуни на земле) можетъ быть раэсматриваемо каисъ результата добрыхъ" делъ живыхъ существъ даннаго Mipa. Будда, каисъ выспей смыслъ Ж И З Н И , является вполнё достнлеимымъ для всехъ существъ идеаломъ, та1;ъ какъ каасдре асивое существо носитъ въ себе илп «потенциальную энерпю» для достинсения состояний * Будды, (главнымъ образомъ, ио теории гелугбы), по добно семени, могущему дать цветущее р а с т е т е , или подлнннаго Будды (главнымъ образомъ, по теории нинмабы и лсонанбы), подобно комку глины, содер жащему въ себе крупинку золота. Съ точки зрения пипмабы и лсонанбы достпжея1е состояния Будды есть не что иное, каисъ «самоиозпаше», npo3pinie своей бол;ественной природы, подобно тому, какъ комокъ глины отмывается водою, рсвоболсдан содерлеащуюса въ немъ крупнику золота. Будда (въ лице духовнаго Его тела) есть Еди ное Существо (по Teopiu нпнмабы), и когда су щества достигаютъ состояния Будды, то они сли ваются съ Единымъ Буддой, подобно исанлямъ воды, погружающимся въ .безконечно великий! океанъ, который никогда не увеличивается и не убываетъ. Духовное тело Будды, какъ Единое Высочайшее Существа, называется по термпнолопи нинмабы i выражается процессомъ разрушения я возникновения отдельныхъ м!ррвъ, происходящим^ въ мировомь пространстве. Сансара подобна заколдованному кругу, по которому блуждаютъ слепые. Жпвыя су щества въ Сансаре по закону справедливости — к а р м ы—уыираютъ, перерождаются и переливаются лзъ одного Mipa въ другой до техъ поръ, пока не достигнуть Нирваны. Хотя миры и населяющия ихъ живыя существа, безечетны и без1сонечно разно образны, но^ они поддаются разнымъ способамъ ислассификащи; такъ, напр., различаются миры стра стей, формъ и безформия. Каждое живое существо, 1сакъ бы оно ни было ничтолено, обладаетъ способ ностью—скрытой силою—достигнуть исогда-нибудь состояни'я Будды. Эта скрытая боасественная сила лсивыхъ существъ обусловливаетъ единство ЖИЗНИ, единство природы всехъ лсивыхъ существъ ui обозна чается терминами: болсественный зародышъ, сокровпще Будды (Tathagataparlma), духовное тело, духовная природа и т. д. Все безъ нсислючения нсивыя существа способны превратиться въ Будду, и нетъ ни одногохущества, которое никогда не могло бы достигнуть состояшл Будды. Но это не значить, что Сансара когда-нибудь прекратить свое сущеCTBOBanie, и что наступить время, когда все существа станутъ буддами. Наоборотъ, количество случаевъ достижения состояшл Будды п величество живыхъ существъ, каисъ величины безконечныя, подобны безконечному двилceвiю точки по безкопечной линии. Возмоясность спасения основана, такимъ образомъ, на томъ, что 1;алсдое существо носить въ себе потенщальную способность превратиться въ Будду. Мешаетъ лее этому неведеше (avidya), заложенное съ безначальиаго времени въ природе калсдаго существа. Неведеше это — илляшя ииаивнаго реа лизма, т.-е. наивно-реалистичесисое созерцаше, без отчетное отношение лшвого существа къ самому себе п исъ внешнему миру. Houo3ia есть п е р в и ч н а я причина пронехолсдешя Сансары, по закону «при чинной зависимости происхолсдешл» вещей (pratltyasamutpada (см. Буддизмъ). По этому же заисону происходить и упичтожешс неведешя,—освобождеnie существа отъ Сапсары, что означаотъ достилсеuie Нирваны. Kaicb частный случай закона причин «Адп-Будда» (Adibuddha, т.-е. Первичный Будда) ности существуетъ заисонъ кармы, т.-е. нравствен пли «Самантабхадра* (Safflantabhadra, т.-е. «Все- ный закоииъ справедливости, которому подчинена каждаго лсивого существа. Существо, прс1срасный») и имеетъ внешнее изображение въ судьба ИЛИ иное человеческомъ образе; въ другихъ сектахъ духовное вследств1е иллюзии, производить то тело, какъ невидимая природа Будды, вовсе не изо- физическое • или психическое дейстчие, которое бралсается. Секта гелугба допускаетъ бесконечнее оказываетъ то или иное влилшо иа судьбу дёймножество буддъ вътомъ смысле, что калсдое живое ствующаго субъеиста: дурное дело поролсдаетъ не существо, достигнувъ состояния Будды, сохраняетъ счастье, доброе дело—счастье. Существо, кото индивидуальность во впешнемъ своемъ проявлены, рое страдаетъ или пользуется счастьемъ, перелшхотя духовныя тела подобныхъ существъ одинаковы ваетъ лишь послед/ушл своихъ делъ. Многообразий по своей сущности. По учешю Л., какъ и по общей мира лсивыхъ существъ есть таклсе плодъ делъ теорш Махаяны, видимое тело Будды въ образе живыхъ существъ. Процеесъ иереролсдсн1я живыхъ безчисленныхъ буддъ проповедуетъ учение въ безчис существъ, т. о. воплощение воли исъ ЛСИЗНИ, таклсе п ленныхъ мирахъ. Индивидуальность ироявлешл дан процеесъ достилсешя состояния Будды происходить наго Будды въ данномъ мире определяется особен по тому "'•же закону кармы. Таисимъ образомъ, ностью о б и ц е й к а р м ы даннаго Mipa лсивыхъ су заисонъ справедливости (карма) является непосредществъ,—II. У ч е н 1 е . Л . , к а к ъ и в с я система буддизма, ственнымъ создателемъ Санбары и Нирваны, едипесть у ч е т е о самонзбавлети лсивыхъ существъ отъ ственнымъ творцомъ Вселенной. Въ этомь смысле Mipa Сансары (Mipa иллюзии и страдан1я) н о достилсе- карма соответствуете до известной степени моно uuiuu ими Mipa истинпаго .счастья—Нирваны. Сансара теистическому представление о Боге-Творце Mipa. есть вс.ем1рная лсизнь, совокупность всехъ шровъ Система Л., каисъ учение о спасении, можетъ быть съ ихъ. обитателями, лсивыми существами. Нирвана представлена въ следующей общей схеме: 1) п р и есть свобода отъ Mipa Сансары и является общимъ ч и н а ( у ч е т е о воэмолености спасешя); 2) с у б ъ термнномъ для обозначений вообще свободпаго отъ е к т ъ (учеше о живыхъ сущеетвахъ съ точ1си зреСансары состояшл. Сансара безначальна п безко- шя степени ихъ подготовленности исъ спасешю, печна во времени, пространственно необъятна и по въ зависимости отъ степени развития нхъ пенхосодержанпо безконечно разнообразна. Сансара—это фпзичес1Соп организации: съ этой точки зрешл считается паивысшимъ существомъ); моменты беэпрерывнаго и вечнаго процесса изме- ! человекъ ношя: мировой законъ безпрерывпой изменчивости !