
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
571 КУБЕЙ—Cubiculum 15 572 идее соедпнеше, вероятно, спиртъ состава С Н:и.Н..О, плавящийся при 65°—70°. Вещество это весьма не прочно н легко теряетъ элементы воды даже прп х р а н е т и надъ сърной кислотою. К. масло приме няется въ медицин* п ликерномъ деле, а также для фальсификации другихъ эепрныхъ маселъ. К у б е й — болгарская кол. Бессарабской губ., Аккерманскаго у., при р. Кайнаисе. 4000 жит. К у б е л и к ъ . Янъ—знаменитый чешский скркпачъ-внг туозъ, сынъ садовника. Род. въ 1880 \\ Учился въ пражской консерватора; ведетъ лсизнь странствующего виртуоза, выступая съ громаднымъ успехомъ въ Австрш, Италш, Францш, Англии, Америке п Poccin (неоднократно). Кубенскле князья, Рюриковичи ( X Y I I колево), происходили отъ кн. С е м е н а , правнука Василия Грознаго, вел. кн. Ярославскаго. Семенъ владелъ Кубеной—волостью къ ю.-вост. отъ Кубенскаго оз. ( X V в.). Изъ кн. К. И в а н ъ И в а н о в и ч ъ былъ блнзокъ къ вел. кн. ВасилноТП; въ 1546 г. казиенъ по ложному доносу о подстрека тельстве къ бунту новгородскихъ пищальниковъ. Родъ К. угасъ. К у б е р а или К у в е р а (саискр. КиЬёга, К и г е г а ~ « о ъ дурнымъ теломъ»)—въ ИВДЙСКОЙ миео лопи богъ богатствъ, одинъ изъ восьми Докапала пли охранителей Mipa (именно Севера). К у б е р г е р ъ (Koeberger или Coeberger, таклсе Coebergber), В е н ц о л ь—фламандскШ архитекторъ, инженеръ, живописецъ п гравйръ (1561 — 1634), ученикъ Мартена де-Воса. Главнейшая церковная постройка К.—црк. Богоматери въМонтэгю (1609— 1621), подражаше храму св. Петра, въ Р и м е . Рядъ светскихъ построекъ сооруженъ имъ въ южныхъ Нидерландахъ, равнымъ образомъ въ птальянскомъ вкусе. Какъ живописецъ, К. — итальянпзируюпий романпсть, въ духе своего учителя. Написалъ архео логическое изследовате « T r a c t a t u s de pictura antiqua* (1591). Возвелъ замечательный техническая соорулсешя по осушке болотистыхъ местностей З а п . Флaндpiи. Портретъ К.—въ «Иконографш» ванъДейка (грав. Л. Ворстерманомъ). ТСубизигь — одно изъ крайнихъ течёшй со временной живописи, въ которомъ особенно реши•тельнб проявилась реакпш противъ господства импрессионизма и неоимпрессионизма. Исходя изъ некоторыхъ конструктиввыхъ опытовъ Сезанна п оброненныхъ имъ афоризмовъ, кубисты стремятся, въ противоположность иллюзионистской передаче «случайной» оптической «видимости вещей», къ изображенш на плоскости метафизической «абсо лютной» илп «чистой» пространственной формы. Такимъ образомъ, мы пмёемъ передъ собою, по крайней мёре въ теорш, одинъ изъ видовъ художе с т в е н н а я идеализма. Н а практике это стремление кубистовъ сводится къ геометрической схематизащн органической формы, которую они разлагаютъ на рядъ проектированныхъ на плоскость стереометрическпхъ элементовъ (отрезки сферы, конусы, пира миды, цилиндры, призмы, кубы; отсюда и обоэначеше К.), а затемъ произвольно перемешнваютъ эти раз розненные элементы между собою. Кубисты какъ бы «обходятъ предметъ кругомъ», разбивают* его на куски н вновь спаиваютъ ихъ на плоскости, подъ различными углами и съ различныхъ точекъ эре-. н1я, беря то боковую, то переднюю, то заднюю сто рону предмета, то часть его внутренности,—чемъ якобы достигается «всестороннее познаше многограннаго объекта», его пространственныхъ отно шешй п многообразпыхъ воздейств1й на творящий и воспринимающий субъектъ. Къ геометрическимъ теламъ — этимъ экстрактамъ реальяыхъ формъ— присоединяются еще пдеальныя плоскостп, должен ствующий выражать ваше общее представление о пространстве. Особенностью К . является таклсе и то, что изображения строятся перспективно обыкно венно не вглубь картины, а отъ ея поверхности исъ зрителю, какъ бы вылезают* изъ ел плоскости, на псдоби'е выросшнхъ на ней иеристалловъ. Кубисты приходятъ къ почти полному изгнанию иераекп п къ моделирование лишь при помощи светотени; без отрадно унылые, бурые п серые тона еще более усугубляют* тягостность впечатления, оставляема™ этими изображениями. Дальнейишй путь «анализа формъ» нриводитъ исъ полной замене сферичеекпхъ и многогранныхъ телъ плоскими геометрическими фигурами и отрезками кривыхъ поверхностей и, наконецъ, къ листо-линеарной схематизации въ этой своей стадш К. возвращается къ первобытпейшему npiewy пзображешя. Чтобы еще более оттенить, путемъ довольно наивнаго контрастифовашя, абстрактную, конструированную форму, ку бисты иногда вкрапливаютъ въ свои геометричесшл построешя ислочки и обрывки самой реальной и самой обыденной вещественности, с* ея локаль ными цветами: они вппсываютъ, напр., куски обоевъ, фанерки нолированннаго дерева со всеми его жил ками, печатный буисвы и т. п. (Пикассо вклепваетъ в* свои картины далее прямо вырезки из* газет*!); или же они прибегают* исъ еще более наивному npieMy подчеркивали идеи своихъ произведешй путемъ «изображешл» звуковъ, введешл музыкальпых* нот* п т. д. Вообще, это весьма неустойчиво и далеко еще не определившееся течение (пер вые опыты К. относятся к* 1907 г.) редко является, каис* у его признанных* волсдей, Пабло Пикассо и Ле-Фоконьё, такъ п у пхъ последова телей въ разныхъ странахъ, въ чистомъ виде, чаице лес въ смешены съ «динамическими» стремлешлмп футуризма, сущность котораго въ лшвописи сво дится къ попыткамъ зафиксировать въ картине к о м б и н и р о в а н н ы е моменты движения и вызы ваемые их* суммой комплексы одновременных* душевных* пережпвашй. Прптерпевншйсл исъ упражнешямъ кубистовъ глазъ легко, даже слишкомъ лопсо дешифрируетъ ихъ намерешя; после перваго шума, произведенпаго выступлешлми К., стано вится все более ясенъ пхъ, по премуществу, лите ратурно-спекулятивный характеръ, чуждый творче ской интуцпи. Формальные эксперименты К., самое большое, любопытны: они дразнятъ воображение, по имъ недостаетъ именно суггестивности, т.-е. того, чего кубисты каисъ-раэъ более всего добиваются. Въ Poccin о пропэведеиияхъ кубистовъ молено составить себе поилке въ собраши С И . Щукина, въ Москве (картины Пикассо, Ж . Брака, А. Дерена и др.). Литература о К., уже довольво обширная, ноептъ, по большей части, резко полемнчесшй характеръ, пли лее напоена туманной фразеолопей. — См. L . С о е 11 е n, «Die neue Malerei» (Мюнхенъ, 1912; русск. пер. М., 1913); М а х В a p b a e l , «Von Monet zu Picas?o» (Мюнхенъ, 1913); Gr. C o q u i o t , «Cubistes, Futuristes, Passeistes» ( I I . , (1914); «Der Sturm> (главный органъ немецкаго радикализма въ искусстве, изд. въ Берлине съ 1910 г.). В. Р—тъ. C u b i c u l u m s 1) Первоначально и главнымъ образомъ фамильная почивальня въ рнмекомъ доме, затемъ вообще жилой покой? Въ большихъ домах* С. назывались также иеболышл комбаты, выходивппя въ перистиль илп атр1умъ- и предиазиачавпплся для npieMa гостей и т. п.—2) Императорская ложа въ цирке п на ипподроме.—3) Н а языисе первыхъ xpiiCTiaffb—могилы въ катакомбахъ, имевш1я видъ вырубленныхъ въ стеве нишъ.