
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
565 КОНСТИТУЩЯ 566 пъ отношеши къ подзаконной правительственной пластп является субъектомъ обязанностей н правъ, правовым* субъектомъ. Категор1я субъективных* публичныхъ правъ, правъ гражданина—позитивная, а не естественно-правового характера — впервые возникает* въ услов1яхъ К государства. 4) Судебвая защпта субъективныхъ публичныхъ правъ становится возможной съ того момента, какъ отношеше гражда нина къ подзаконной правительственной власти при обретает* правовой характеръ. Въ абсолютной моuapxin охрана публичныхъ правъ не входить въ компетонщю судебной власти, ибо публичное право—не право:"в* отношеши къ государству, к а к ъ в л а с т и , у подданная нътъ и не можетъ быть правъ. Правовое государство—не только, какъ «фиск*», но и какъ «власть»—является правовымъ субъектомъ, субъек томъ обязанностей п правъ. Въ отношеши къ нему у гражданина имеются права, нуждающийся въ правовой защите. Такал защита организуется пра вовымъ государствомъ: на ряду съ гражданской п уголовной, возникает* административная юстиция, — своеобразная организащя судебной области, призванная къ защите субъективныхъ публичныхъ правъ путемъ отмены незаконныхъ распорлжешЙ административной власти. Въ инсти туте административной юстищп получаетъ свое окончательное завершеше правовая структура К. государства. В. Гсссенъ. Ю о и с т и т у п Д я — основной законъ, опреде ляющей структуру государственной власти, распре деление между отдельными ел органами функций иластвовашл, основныя права и обязанности гра ждан* въ отношении къ властп. К., въ этомъ смысле, свойственна каждому государству, ибо не можетъ быть организованная и длительная союза безъ совокупности регулирующих* его правовых* поло жений. Конституционное государство, как* опре деленный, исторически сложившейся типъ госу дарственнаго устройства, хараистеризуется поэтому другим*, более узким*, не материальным*, а формальным* понятием* К., окончательно сложив шимся, въ результате продолжительная историче с к а я процесса, не ран/во конца X V I I I и начала X I X в. Господствующее въ эпоху французеисой ре волюции воззреше на К., какъ на основной законъ исонстптущонная государства, можетъ быть форму лировано следующимъ образомъ: К . — о б щ е с т в е н ный д о г о в о р ъ , л е ж а н и й въ о с н о в е госу д а р с т в о н наго строя; у ч р е д и т е л ьп ал в л а с т ь п р и н а д л е ж и т * н а р о д у ; о н а от л и ч н а , по с у щ е с т в у , о т ъ у ч р е ж д е н н ы х ъ в л а с т е й . К. — з а к о н ъ в ы с ш а г о п о р я д к а , связывающий п обязываюшДй законода т е л ь н у ю в л а с т ь . Учеше о К. какъ объ общественномъ договоре, становится господствующим* въ А н ш н , во второй половине X V I I в., въ эпоху релппозной и политической междоусобной войны. Учение это создается не столько политическим* свободомыслием*, сисолысо релнпознымъ сектант ством*. Пуритане отрицают* епископат* и супрематш; церковной организацией наиболее край них* из* нихъ, таись назыв. индемендентовъ, является конгрегационализм*, т.-е. свободное обще ние верующих*, отрицающее какую бы то ни было иерархию вообще. Ихъ церковь является общиной, основанной на договоре (covenant) верующпхъ. Цс рисов нал супреманя принадлежитъ общине, един ственной представительнице Христа на земле. Въ ней иДсточншсъ всякой власти: она избирает* священнослужителей, отлучаетъ неверных*. Когда судьба государства оказалась въ рукахъ индепендонтовъ Кромвелевскаго войска, копгрегациоиное учеше о церковной общине естественнымъ образомъ было перенесено на государство: подобно церковной общпне, и государство должно быть основано на договор*; договоръ этотъ (political covenant) дол женъ явиться основнымъ эакономъ (lex fundamentalis) К. государства. Отсюда «народный договоръ» («Agreement of the People)—проектъ К., вырабо танный (1647) офицерским* советом* Кромвеля. Проектъ этотъ долженъ былъ подвергнуться народ ному голосованию: Одобренный народомъ, овъ явился бы сверхъ-закономъ («Law paramount*),— общественнымъ договоромъ, ограничивающим* права и власть парламента. Съ общественнымъ до говоромъ, как* реальнымъ явлешомъ политической жизни, мы встречаемся не въ Англии, а въ ей ко-, лошяхъ Новаго Света. Государство и церковь, не отделимый другъ отъ друга, построенный на техъ же демократическихъ началах*, одинаково со здаются посредствомъ общественная договора. Въ 1G20 г. «отцы-пилигримы» —конгрегапДоналисты, вынужденные бежать изъ Стараго Света,—передъ высадкой на берегь и основашемъ Ныо-Плимута, на корабле «Майсиий Цветокъ» единогласно за ключили, по образцу церковнаго Covenant'а, дого воръ, являюипдиися конститутивным* актомъ буду щей республики. Таисой же договорный хараистеръ имеет* К. Коннектикута (^Fundamental Orders of Connecticut*, 1639) и друпе договоры водво рения (Plantation covenants) первой эпохи ко лонпзащи. Демоисратичеаня идеи пуританизма въ социальных* и политичоскихъ условилхъ Новаго Света находятъ весьма благопр1лтную почву. Позд нее, въ X V I I I в., оне встречаются и совпадаютъ съ Teopieft общественнаго договора естественноправовой доктрины. Теория церисовная Covenants и договорная Teopin Локка одинаково владеют* умами. Въ 1772 г. Самуил* Адаме*, прозванный «последним* из* пуритан*», и адвокат* Джемс* Отисъ, горячий последователь Локка, предлагают* народному собрашю въ Бостоне проектъ «Декла рации правъ колонистовъ, к а к ъ л ю д е й , к а к ъ xpucTiaH* и к а к * г р а ж д а н * » , формули рующей договорную природу основного закона: «люди имеют* право оставаться въ естественномъ состоянии до техъ поръ, uoica пмъ угодно; они встуиаютъ въ гражданское общество путемъ добровольная соглашения; они имеютъ право 1сонтролнровать исполнеше условШ и тробовашй, установленныхъ въ справедливоиъ первоначаль ном* договоре». Вслед* за обълвлешемъ незави симости (1776), или незадолго до него, во всехъ амернканскихъ штатахъ издаются К., являющийся, по своей форме, общественными договорами. Наи более замечательна изъ нихъ К. Массачусетса (1780), действующая, съ неисоторымн поправками, до сихъ поръ. Политическая учреждения н идеи эиатлантическихъ республш;* оказывают* огром ное влияше на европейскую и, въ частности, на французскую политическую мысль. Лафайот* пазываотъ коноцъ X V I I I в. а м е р и к а н с к о й эрой. Къ числу «амершеанскихъ» идей принадле житъ, между прочим*, пдел договорная характера конститущонныхъ законовъ. Во Франщи эта идея находить благодарную почву, подготовленную есте ственно-правовой Toopiefi народнаго суверенитета. Прпнцишально необходимое различие между основ ными законами, съ одной стороны, и обыкновен ными—съ другой, категорически устанавливается Р у с с о . К,—это общественный договоръ, обра зующий государство. Для иэдашя обыкновенныхъ законовъ достаточно ръшешя большинства полно правных* граждан*; но установление обществен-