
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
495 КЕРАМИКА 496 и покрытия прозрачной СВИНЦОВОЙ глазурью, полу чили назваше «mezza-maiolica>. Въ X V I в. западная керамика достигаете своего наивысшаго развипя въ -итальянской нашлпкъ, которая уже въ X V в. нашла гешальное прим^нсше въ искусстве Луки делла Роб(Ча. Въ середине X V I в. въ Италш существовали безчпсленныя фаянсовыя фабрики, иэготовлявппя вели колепный машлики, образцы которыхъ имеются во всехъ европейскихъ музелхъ. Фаянсы, нэготовлявппесл въ Германш въ X V I в., не отличаются осо быми художественными достоинствами. Выделка изразцовъ для печей возникла въ Герман in значи тельно раньше. Почти все фаянсы X V I в.—изразцы для печей, сосуды, большею частью украшенные рельефными украшешямп — долго приписывались нюрнбергскому мастеру Гиршфогелю (см. X I I I , 605). По всей вероятности, однако, подобный пзделш изготовлялись въ самыхъ различныхъ горо дахъ Германш. Въ X V I в. въ Германш начинаете развиваться производство каменной посуды, въ скоромъ времени превратившееся въ национальную промышленность. Первый художественный нздъмия К. изготовлялись въ кельвскихъ мастерскихъ. Начиная съ X V I в., болыппмъ успехомъ пользовались прокрасныл изд1шя мастерскихъ гор.Зпгбурга, главнымъ образомъ кувшины и высокш кружки. Широкой славой пользовались, также издашя мастерскихъ гор. Рэренъ. Начиная съ X V I I в., производство мастерскихъ Рэрена приходить въ упадокъ; ма стера такъ же, какъ и мастера Зпгбурга, уходятъ на правый берегъ Рейна, въ Вёсторвальдъ, где возникаюте три новыхъ центра производства: Grenzau, НоеЪг п Grenzhausen (такъ называемая Вестервальдская каменная посуда). Къ концу X V I I в. производство каменной посуды пъ прирейнской местности почти прекращается. Во Францш, несмотря на успехъ, которымъ, начи ная съ X V в., пользовались итал. машлики, созда вался свой совершенно особый стиль. Иэдълш «ма стерскихъ Beauvoisis, украшенныя рельефными гербами плп франц. лшиями, славились во Фран щи вплоть до X V I I в. Приблизительно между 1525 и 1565 гг. во Франщи изготовлялись замеча тельные фаянсы—Faiences dites de Henri I I ou de St.-Porchaires. Около того же времени во Франщи появляются знаменитые фаянсы Бернара Палисси. Въ Лшне, Вру,' Ниме, Руане и Невере изготовлялись, отчасти итал. мастерами, фаянсы, подражавппе итальянскимъ машликамъ. Это подражаше продолжалось недолго. Въ X V I I в. въ ма стерскихъ Невера былъ выработанъ новый стиль, подражавшей изготовлявшимся здесь эмалямъ. Ма стера, вышедппе изъ мастерскихъ Невера, имели большое в.йяше на производство фаянсовъ въ Руане и Гагенау. Въ знамепптыхъ фаянсахъ, изготовляв шихся въ X V I I и X V I I I вв. въ Руане, декора тивные мотивы франц. мастеровъ соединились съ китайскими и японскими сюжетами. О эначеши руанскихъ фаянсовъ свидетельствуютъ имитацш, пзготовллвнился въ X V I I I в. на фабрпкахъ Па рижа, Сенъ-Клу, Лилля и друг. гор. Наряду съ неверскими п руанскнми фаянсами въ исторш франц. К. видное мъсто эанпмаютъ въ X V I I и, глав нымъ образомъ. въ . X V I I I в. произведения мастер скихъ Моиstiers, маленькаго городка на юге Фран цш, породившая целый рядъ имитащй. Выдаются еще изящные марсельеше фаянсы. Довольно зна чительно было въ X V I I I в. производство фабрикъ западной Франщи въ Кемперё, Реннё и ла-Рошелп, не отличавшееся, однако, оригинальностью. На ряду съ фабриками Невера, Руана п Мустье стояли фабрики Эльзаса—въ Страсбурге и въ Га генау. Истор1л . страсбургскихъ фаянсовъ тесно связана съ семействомъ ганнонгъ. Перюдомъ выс шаго расцвета страсбургскихъ фаянсовъ была сере дина X V I I L в. Покрытые узоромъ изъ цветовъ, страсбургсше фаянсы напоминаютъ саксонешй фарфоръ. На фабрике въ Нидорвейлере, основанной около 1755 г., изготовлялась фаянсовая посуда, обнаруживающая влаяше саксонскаго фарфора. Къ этому времени начпнаютъ входить въ моду такъ назыв. cfaiences fines*. Производство этихъ фаян совъ сосредоточивается на фабрпкахъ въ Люнеиплле, Бслльвю, Сарргемине и Париже (фабрика Pont-aux-Choux) п Дуэ. Изъ произведен1й голланд ской К. первое место, начиная съ X V I I в., эанп маютъ знаменитые дельфтеше фаянсы (см. X V , 830). Гончарное производство Англш долго придержи валось традищй средневековья. Въ течеше X V I I и начала X V I I I в. въ гор. Wrotham изготовлллась посуда пзъ красной глины, покрытой желтова той* глазурью. Изготовлеше настоящнхъ фаянсовъ, называвшихся въ Англш delft, по всой вероятности, было введено голландскими мастерами. Главныя фабрики находились въ Бристоле и Ливерпуле. Каменная посуда, па подоб]е немецкой, выделывалась въ конце X V I I , въ XY1I1 и X I X вв., глав нымъ образомъ, въ Tulham. Большое значеше имела красная каменная посуда, главнымъ обра зомъ, чайные сервизы голландце въ Elers, основавшихъ въ 161Ю г. фабрику въ Bradwell, въ графстве Стаффордъ. Посуда эта напоминаете красную ки тайскую посуду. Братья Элерсъ изготовляли также сосуды пзъ черной массы. Въ первой половине X V I I I в. въ Англш появляется тоншй, белый фаянсъ, известный подъ пазвашемъ «salt-glaze», и на ряду съ нимъ разноцветная посуда съ мраморнымъ узоромъ, такъ наэ. «\Vhieldon-ware» (см. Вильдонъ, X, 594). Около 1740 г. на англ1йскпхъ фаянсахъ появляется роспись подъ глазурью. К ъ этому першду относится целый рядъ статуэтокъ, среди которыхъ выделяются работы Ralph Wood. Walton и друг. Расцвете аншйской К. знамснуютъ собой иэдел1Я Воджвудъ ( I X , 807). Про изводство другихъ странъ занимаетъ второстепен ное место въ исторш европейской К. Среди не мецкихъ фабрикъ выдаются нюрнбергски!, а такжо мануфактуры въ Байрейте, въ Аисбахе, Франкентале и Гегсте- среди швойцарскихъ—фабрики въ Геймберге, Цюрихе и Берне. Въ Бельпи фаянсы изготовлялись въ Брюсселе, въ Льеже, Намюре, Брюгге, въ Швещи—въ Рбрстрапде и MapicH6epre; въ Даши—въ Киле.—Bлiянie Востока, съ давнихъ поръ неоднократно сказывавшееся въ исторш евро пейской К., особенно ярко обнаружилось въ конце X V I I в. и въ начале X V I I I в., когда въ Европв началось производство ф а р ф о р а , слава изобрете ния котораго принадлежите Китаю, где фарфоровый пзд!шя выделывалпсь еще до V I I I ст. Въ Япопш онп появляются только въ X V I в. и имеютъ лишь второстепенное значеше въ сравнеши съ пптайекпмъ фарфоромъ и въ особенности съ японскими фаянсами и японской каменной посудой, вызывав шими' восторгъ европейцевъ и оказавшими въ X I X в. вл1яше на западную К. Въ конце X V I в. во Флоренцш стали выделывать такъ наз. фарфоръ Медичи, подражавппй китайскому; но лишь въ течеше X V I I в. европейскими мастерами было создано производство фарфора, знаменующее со бой новую блестящую эпоху европейской К. Среди французскихъ фарфоровыхъ заводовъ первое место занимаете знаменитая севрская мануфактура, до стигшая своего апогоя между 1756 п 1769 гг., про цветавшая прпбл. до 1786 г. и реорганизованная