
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
343 КАЧКА—КАЧКОВОКДЙ случай 344 тотъ, когда -jL равно единиц*; въ этомъ свободный колебав!л корабля слагаются съ выну жденными^ корабль, постепенно раскачиваясь по следними, рпскуетъ опрокинуться. При килевой К. естественный качания быстро погашаются пэъ-эа значительнаго сопротивлений воды, и явлевия К. почти всецело зависать отъ характера волнъ. Вредное влияше К. на корабль находится въ пря мой зависимости отъ стремительности колебаний, которая увеличивается при увелпчешн числа раз маховъ въ минуту, т.-е. съ уменыпешемъ nepioja К На небольшихъ судахъ перюдъ боковой Е,—4— в секундъ; при увеличений размаховъ судна увели чивается п першдъ Е . Н а военныхъ судахъ небро нированных* (легкихъ крейсерахъ) першдъ увели чивается до 10—12 сек.; бронировано увеличи ваете моментъ инерции судна, и поэтому передъ К. у броненосцовъ увеличивается до 15—18 сек. Тотъ же результата достигается у высокобортныхъ коммерческихъ судовъ уменыпешемъ метацентрпческой высоты; у большихъ трансатлантическихъ пароходовъ можно встретить першдъ К. до 30—40 сек. Пер!одъ килевой К. обыкновенно въ 2—3 раза меньше периода боковой К. Средствами уменьшена Е . на нрежнихъ дерсвянныхъ судахъ служили паруса, у ко торыхъ сопротивление воздуха умеряло стремитель ность К , и выдающейся внпэъ брусковой киль судна, встречавший сопротивление воды при поперечныхъ качашлхъ. Съ введев1емъ парового двигателя на добность въ парусахъ исчезла; устройство же среднихъ брусковыхъ килей было отброшено иэъ-за стремления уменьшить осадку при все более уве личивавшихся размерахъ судовъ. Поэтому для уменьшения К. прибегли къ устройству б о к ов ы х ъ к и л е й , прпкрепляемыхъ въ средней части судна у днища къ скуловой части обшивки съ каждаго борта. Действительность этихъ килей увеличивается при увеличена! ихъ размеровъ, но зато увеличивается при этомъ и сопротивление судна; поэтому стали изыскивать иные способы уменыпешя К. Въ 1902—1903 гг. германский инженеръ Шлпкъ предложилъ длл этой цели восполь зоваться гироскопомъ (см.). Приборъ его далъ успешные результаты на небольшихъ су дахъ (напр., «Lochiel», длиною 135 фт.), но длл большихъ судовъ онъ слишкомъ громоздокъ и тре буетъ значительной силы для приведения въ дви ж е т е . Более удач нымъ является, повиднмому, идея устройства внутри судна цистерны съ переливаю щеюся жидкостью, которая оказываетъ задержи вающее в л к ш е на К. Такия цистерны устроены были еще въ 1883 г. на аншйскомъ броненосце (Inflexible^, но несовершенство ихъ действия воспре пятствовало повторению такихъ опытовъ. Въ 1909— 1910 гг. германский инженеръ Фрамъ усовершен ствовал ъ эту идею, устронвъ цистерны двойныл, въ виде буквы U, т.-е. въ виде двухъ бортовыхъ цистернъ, сообщавшихся между собою по днищу плоскпмъ каналомъ. Путемъ ращональнаго выбора периода колебашя воды, переливающейся пзъ оДной цистерны въ другую, въ соответствии съ естёствсннымъ периодомъ Е . корабля, достигается успешное уменьшение Е . судна на волнении. Въ настоящее время (1914) подобный цистерны устанавливаются на многихъ большихъ пассажпрскихъ судахъ и па броненосцахъ. Teopiefi К., какъ одною изъ самыхъ важиыхъ явлешй для корабля, занимались почти все ученые, писавшие о террш корабля, начиная съ 1оаИна и Даш ил а Бернулли, Эйлера, Бугера и др., давшпхъ изследованил о К. на ТИХОЙ воде. Teopiio К. на волнешп впервые разработалъ В. Фрудъ въ 1861 г., но лишь для частнаго слу чая—именно Teopiio боковой К. корабля, незначительныхъ по сравнешю съ волною размеровъ, и находящаяся на установившемся волнешп (съ волнами трохоидальнаго типа.—см. Волны, X I , 438). прп чемъ ось корабля остается параллельною гребню волны. Полную же и вполне исчерпывающую те орию К. судна на волнении далъ проф. морской академш А. Ерыловъ, въ 1906—7 гг.; его разследовашл дали способъ практическая раэсчета всехъ движешй корабля (боковая и килевая Е., опускание и поднимите судна) на волнахъ, пдущпхъ въ любомъ направлен!! и по отношение къ судну, имею щему любую скорость. Ему же принадлежптъ разследоваше п определете величины напрлжешй, испытывасмыхъ кораблемъ на волненш. Подроб ности о К. корабля—см. въ учебникахъ по теории корабля—А. Е р ы л о в а, А. Ф а н ъ - д г е ръ-Ф л и т а, P o l l a r d e t D u d e b o u t и др. Доклады А. Кры лова, Шли к а и Фрама помещены въ (Transactions of the Institution of Naval Architects*, за 1896, 1898, 1904, 1907 u 1911 гг. P. Л-пъ. К а ч к а р ъ (Ovis poloi Blith.)—см. Овцы. К а н к о в с ш н , М и х а и л ъ—галицко-русапй общественный деятель (1802—1872). Былъ судьею, путешествовал^ по Poccin. Въ 1861 г. К. основалъ во Львове большую политическую русскую газету «Слово», которая служила органомъ старорусской («москвофнльской») партии (до 1887 г.). Все свое состояние К. завещалъ па народныя цели. На эти средства въ 1874 г. основано «Общество имени М. Качковскаго», имеющее задачей под няло умственная п экономическая уроввя рус скихъ Гали щи путемъ распространена общеполеэныхъ энашй, издашл народныхъ кнпжекъ, устройства по городамъ и селамъ безплатныхъ чнталенъ, учреждения обществъ трезвости, npiioтовъ и бурсъ для беднейшнхъ учениковъ, общественныхъ хлебныхъ склад овъ, ссудныхъ и сберегательныхъ каесъ, экономическихъ выставокъ, народныхъ чтешй и т. п. Общество это имеетъ свои отделения (филш) по всей вост. Галяцш. Все изда н а печатаются на искусственномъ «галицко-русскомъ» языке.—См. Б. Д е д и щ и й , «Жизнеопи сание М. К.» (Львовъ, 1876); О. М о н ч а л о в cKitt, «Памятная книга въ25-летшйюбилей обще ства М. К.» (тамъ же, 1899). К а ч к о в с к Ш (Kaczkowki), С п г и з м у н д ъ — известный галнцко-польешй писатель (1826—1896). Бъ львовскомъ увив, онъ увлекалсл революцион ными идеями; выданный крестьянами австр^скимъ властямъ, онъ былъ приговоренъ къ смертной казни, замененной заключешемъ въ тюрьму. Событш 1848 г. привели къ его освобождешю, но пребываше въ тюрьме сильно повлияло на К.: онъ вышелъ изъ нел консерваторомъ. Въ своихъ повестяхъ, пр1уроченныхъ почти безъ исключешя къ собьтямъ сороковыхъгодовъ, К. является арпстократомъ-прогресспстомъ, католикомъ и проповедникомъ«органическаго труда», имеющая целью возродить польешй на родъ путемъ стремления къ постепенному материаль ному развитш. Въ пятидесятых! годахъ прошлаго столет!л романы К., особенно историчесше, пользо вались громадной популярностью. Изъ цикла романовъ подъ общимъ заглав!емъ «Ostatni z Nieczuj6w» (1853—1855) особенно замечателенъ «Murdelio». Цнклъ этотъ, заканчивавшийся картиной Х У Ш в., «G-гбЬ Nieczui», прекрасно отражаетъ колоритъ эпохи и особенности «контушоваго» прошлаго Поль ши. Романъ «Abraham Kitaj» (1887; изъ временъ Собескаго) метко характеризуете смлтоше польской олигархи!. Превосходную, хотл и холодную картину