
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
287 КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ—КАТОПЪ 288 толиковъ; изъ нихъ на Фнлппппнахъ 6*/а милл., въ аннпйскихъ владъшлхъ около 2 мнлл., во фравцузскихъ около 1 милл., въ нортугальскихъ /з мнлл., въ Aaia-rcKofi Турщи /в милл., въ Кита* */s милл., остальные въ Японш, Корее и др. Надъ возрасташемъ числа членовъ К. церкви работаетъ могуча» организация миссш. Данный, относяпияся къ 1907—08 г., представляютъ это дъло въ такомъ виде. Въ Азш, въ Австралш и Океанш, Америк* и Африке католическая мисыя имеетъ 12 305 священннковъ, миссшнеровъ - сотрудниковъ—братьевъ ок. 5 000, сестеръ 17 284; миссшнерскшъ пунк товъ — 30414, церквей и капеллъ 2273G, школъ— 17 834, учениковъ и ученицъ въ нйхъ 790878 См, соответствующая статьи въ Buchberger* cKirchliches Handlexicon* (1907—1912;) W е t z е rW e l t e , «Kirchenlexicon», изд. 2-е, т. 1—13; въ «Die Eeligion i n Geschichte und G e g e n w a r t » , ст. K a t t e n b u s c h въ «Realencyclopadie fllr protestantische Theologie und Kirche», изд. 3-е, т. 17 и 24; L o o f s , «Symbolik oder christliche Konfessionskunde» (т. 1, Тюб. и Лпц., 1902); С т а ц е в и ч ъ , «Пространный римско-католичесшй догматический и нравоучительный катихпзпсъ» (Вильна, 1897); Б о н ч к о в с к i й, с Пространная свящ. ncTopifl В. завета и кратшй катехнзисъ римско-католич. церкви» ДОсвъ, 1904); е г о ж е , «Пространная свящ. истор1я Новаго Завёта и кратюй катпхизисъ» (ib., 1904); А. Ш о с т ь и н ъ , «Источники и предметъ догматики по возэрешю католическпхъ богослововъ последняго по лустоле™]» (Харьковъ, 1889); R и с k, «Organisation der rOm. Kurie» (1913). Очерки по исторш средневековой церкви и католичества въ новое время M t l l l e r ' a и Е Ь г Ь а г ^ а в ъ «Die K u l t u r der Gegenwart», T b . l , Abteilung I V (2-е изд. 1909); M i r b t , «Quellen zur Geschichte 4 Papstums und des rmniscbe Katholizismus* (3-е изд., 1911); Г р е г о р о в 1 у с ъ , «HcTopia гор. Рима» (т. 1 — 8; есть въ русск. переводе почти все томы); L a n g е п, cGeschichte der rfimischen Kirche» (1—4); P i c h 1 e г , «Geschichte der kirchlichen Trennuug zwischen Orient und Occident* (т. 1—2); курсы исторш церкви Г о р г е н р ё т е р а и Функа (последшй есть въ рус. переводе)—католичесше и М ё л л е р а-Ш у б е р'т а-К а в е р а у и К р ю г е р а (новейпп'Й - ред.)—протестантские; Е. Т р у б е ц к о й , «Релипозно-общественный идеалъ зап. христзанства въ X I в.» (Шевъ, 1897); Вязигинъ, «Очерки изъ исторш папства въ X I в.» (СПБ., 1898); Л. К а р с а в и н ъ , «Очерки релпг. жизни въ Италш X I I — X I I I в.» (СПБ., 1912); Д ж . Б р а й с ъ , «Свящ. Римская пмперйя» (М., 1891); Н. С у в о р о в ъ , «Учебникъ церковнаго права* (М., 1912);Ульрихъ Ш т у т ц ъ , «Церковное право», пер. подъ ред. Темниковскаго (Ярославль, 1905). Русская богословская литература—почти исключи тельно полемическая. А. Б е л я е в ъ, «О соединеHiu церквей» (1897); А. Л е б е д е в ъ , «Разности церквей Восточной и Западной въ учеши о Пресв. Деве Mapiu Богородице» (СПБ., 1903;) о г о ж е , «О латннскомъ культе Сердца Дисусова» (СПБ., 1903); е г о ж е , «Оглавевстве папы» (СПБ., 1903); много численный работы иокойнаго проф. казанской академш Н. Б е л я е в а; А. Б у л г а к о в ъ, «О приняrin еще одного новаго догмата въ римскомъ католи цизме» (К1евъ, 1903); е г о ж е , «Старо-католическое и христ.-католическое богослужеше и его отноmeHie къ римско-католическому богослуженш и вероучешю» (Шевъ, 1901); И. С о к о л о в ъ , «Уче ше римско-католической церкви о таинстве свя щенства» (1907); I . А р с е н ь е в ъ , «Ультрамоптанское двпжешо въ X I X столетш до Ватиканскаго со 1 э ; e s бора (1869—70) включительно» (Харьковъ, 1895); Т. Н а л и м о в ъ, «Вопросъ о папской власти на Констанцскомъ соборе» (СПБ., 1890) и др. К а т о л и ч е с к и й с о ц 1 а л и а м ъ — с м . Со,щалиэмъ. ' Католичоск1я пародпыя партии— napTin, соединяющая клерикализмъ съ известнойдоэоЙ демократизма.-1) Въ Австрш такая парпя существо вала въ 1895—1901 г.; выделилась нзъ консервативнаго «клубаГогенварта»;старшинамиеябылндипаулп и Эбенгохъ; вербовала своихъ сторонниковъ, главн. образомъ, среди пемецкаго населешя альшнекнхъ земель, но поддерживала чеховъ въ ихъ борьбе за права языка; въ 1901 г. слилась съ небольшой группой «центръ» въ клубъ «католически центръ», старшиной котораго избранъ Т. Катройнъ. Католи чески"! центръ почти не имелъ значенш и скоро вовсе печезъ съ парламентской арены, растворив шись въ другихъ партяхъ. Позднее (съ 1907 г.) возникъ чешешй «католический народный клубъ», соединяющей въ себе аграрно-клерпкальные и нащональные элемонты чешскихъ парнй, и явллюпийсл до некоторой степени возрождешемъ старо чешской партш. Старшиной клуба состоитъ Грубанъ. Численность его членовъ не велика (въ на чале 1914 г.—7 деп.).—2) Въ Венгрш К. народная парпл образовалась въ 1893 г. подъ предводптельствомь Ферд. Зичи (ум. въ 1911 г.; см. XV11I, 737); боролась съ либоральнымъ церковнымъ законода тельством^ После смерти Зичи распалась. К а т о п а (Katona), И ш т в а н ъ —вонгерешй историкъ, ie3yHTb (1732 — 1811). Некоторые его труды, по обилш критически подобраннаго матер^алаи сравнительной объективности, до спхъ поръ пользуются авторитетомъ: «Historia critica primorum Hungariae ducum» (Будаи., 1778); «Historia critica reguni Hungariae» (ib., 1779 — 1817); «Vetus Moravia rursus ad suos liinites reducta* (ib., 1789); «Epitome chronologiae rerum hungaricarum, transsylvanicarum et illyricarum» (ib., 1796-98). К а т о н а (Katona), I о с н ф ъ—венгерешй драматургъ (1792—1830). Изъ драмъ К. (изданы подъ ред. Абафи въ 3 тт., Будапештъ, 1880) заслужеинымъ успехомъ до спхъ поръ пользуется трагедш изъ исторш Венгрш «ВапкЬап» (1815).— См. P. G y u l a i , «К. es Bankbanja* (Будап., 1883). К а т о п о в о п р а в и л о (Regula Catoniana)— правило, формулированное въ древномъ Риме од нимъ иэъ Катоновъ. Согласно этому правилу, заве щательный откаэъ, который былъ бы недействнтсленъ, если бы завещатель умеръ въ моментъ соста вления эавещанш, не могъ получить силы и впоследствш. Напр., еслп отказанная вещь въ моментъ со ставлен! л завещашя уже принадлежала отказополучателю, то, хотя бы къ моменту смерти завещателя отказополучатель и потерялъ на нес право собствен ности, отказъ все ясе оставался недействительнымъ. Это правило не применялось къ условпымъ отказамъ и къ н а з н а ч е н ! ю н а с л е д н л к а. Иэъ данной regula впоследствии выработалось въ Риме более широкое общее правило, гласившее: «quod ab initio vitiosumest, tractutemporis conv;;lescere non potest*. К а т о п ъ (M. Porcius Cato), обыкновенно на зываемый, въ отлич]е отъ К., современника Юл in Цезаря, С т а р ш и м ъ (Major) и прозванный также у римекпхъ писателей Ц е н з о р о м ъ (Censorius, Censor) — римешй государств, деятель и писатель. Происходилъ изъ плебейскаго рода- Порщевъ; род. въ 234 т. до Р . Х р . и провелъ свою юность | частью въ сабнискомъ нменш, занимаясь сель-