
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
УЗ КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 94 ея м^сто выдвинулся домъ, выррспнй изъ новыхъ у слови! п более способный стать во главе лиги могущественныхъ книзей-союзниковъ въ дальнейшей феодальной самозащите. Власть перешла къКапетингамъ (см.).—Литература о К. указана у L a v i sse, «Histoire de France* (т. I I ) , и G e b h a r d t , «Handbucli derdeutschen Greschichte» (т. I , .5-0 изд.). Ср. еще F u s t e l de C o u l a n g e s , «Les transforma tions de la royautd a l'6poque Carolingienne». Ив. Тр. Каролингское возрождение. Йме- пемъ каролннгскаго Ренессанса, по аналогш съ великимъ возрождетемъ Х1У — X V I в., называютъ смевивиий века варварскаго упадка рас цвет* духовной культуры, пережитый галло-гермаискимъ м1ромъ въ V I I I — I X ст. при Карле Великомъ и его преемникахъ. Мнсс1онерская деятель ность англо-саксонскнхъ монаховъ (Боинфащй), реформа франкской церкви при Йиппине, соэдашс лпровой Monapxin Карла, объединившей подъ одной политической властью гермавсюе народы съ древ ними культурными центрами (Итал1я, Галл1Я, от части И с п а т я ) , создали главный предпосылки этой культуры. Англо-саксы и ирландцы, въ ка честве сначала мисаоперовъ (ученики Бонифащя), потомъ странствующихъ учителей и искателей сча стья (Алысуннъ, СедулМ Скотъ, 1оаняъ Эр1угена н мн. др.), въ т е ч е т е всего I X ст. пнтаютъ научный традищи, сохраненный ими на далеком* Западе. Италш, хотя и бедная творчествомъ, но въ своихъ свете к ихъ грамматическихъ школахъ поддерживавшая непрерывную связь съ античностью, посылает* грамматиковъ (Петр* Пизансшй), руко писи, учителей церковнаго пенш (Роман* и Петр*). Испашя дает* ряд* богословов*, наследников* зна менитой Толедской школы (Феликс* Ургельсюй, Клавд1Й Туринсшй, Агобардъ Лшнсшй и др.) При дворе Карла, въ дворцовой школе его, и въ Туре, въ монастыре котораго училъ Алысуинъ, об разуются культурные очаги, иэъ которыхъ выходятъ епископы и аббаты, насаждающее школы по апгло-саксонскому образцу: въ Фульд-Ь объеди няются старыя традищи св. Бонифащя съ новыми, идущими отъ Алькуина, въ лице знаменитаго уче ника его Рабана Мавра, «учителя Германш». Со смертью Карла Великаго (814) дворъ перестаетъ быть въ такой степени центромъ духовной жизни, но это еще далеко не упадок* культуры, па что жалуются современники, а ея децентрали зация. Развиваются новые церковные центры: м-ри Фульда, Рейхенау, Санктъ-Галленъ в * вост. поло вине имперш, Прюмъ въ Лотаринпи, Туръ, Корби, Ферьеръ, С.-Аманъ, С.-Рикье и епископальныя школы Орлеана, Реймса—на Западе. Время Людо вика Благочестивая (814 —840), неблагопр1ятное для развийя светскаго просвещешл, ознаменовано монашеской реформой Бенедикта Аюанскаго, при з в а н н а я государствомъ (817 г.) ввести единый бенедиктпнскШ уставъ во все монастыри имперш. Въ обособленных* королевствах*, создавшихся ва основанш Верденскаго договора 843 г., наибольгапмъ покровительством* пользовалось просвещеше при дворе Карла Лысаго (840—877), сына образо ванной Юдиеи, окружившая себя учеными и лю б и в ш а я предлагать теологичесшл проблемы бого словам* разных* направлен^. Упадок* монархи ческой власти, феодализация общества и опустоши тельные набеги норманнов*, венгров*, славян* с* конца I X в. вызывают* новую эпоху упадка, на фоне котораго в* конце X в. выделяется такъ назыв. Оттоиовское Воэрождсшс, тесно связанное съКаролингскимъ, но значительно ему уступающее. «Возрожде т е м ъ » представлялся век* Карла В е л и к а я ужо его современникам* («Аигеа Roma iterum renovata renascitur orbi», Naso). Новый рнмеюй импера тор* является не только «Давидом*» для своей акадом1н, но и Августом* для кружка придворных* по этов*, вдохновляющихся В е р п ш с м ъ . сЯзычесте» пи сатели усердно изучаются, переписываются. Лупъ, аббатъ ферьерстй, подобно гуманнстамъ X Y ст., разыскиваетъ рукописи класенковъ и даетъ ихъ исправленныл нэдашя. Длл большинства латинских* классиковъ рукописная традищи восходить именно къ каролингскому веку. Этотъ культ* древности но сит* почти исключительно формальныйхаракторъ.Поэты, играл именами р и м с к а я Олимпа, проклинают* язычество; коиментарш къ библш первенствуют!, н а д ъ В е р п ш е м ъ . Б о г о с л о в 1 е остается въ центре духовныхъ интересовъ. Догматическая мысль ол;иваетъ ва Западе, питаемая серьезным* пзучошс.у* отцов* I V — V вв. Карлъ В е л п т й ожнвляетъ закон чившиеся на Востоке иконоборчески! споръ и ре шает* его въ духе умеренная ращоналиэма. Агобардъ Л1онс1ай, ревностный «просветитель»,отвергалъ совершенно почптате иконъ и даже— культъ святыхъ. Испанецъ Клавд1Й, еп. турински !, знатокъ Августина и авторъ комментар1евъ къ библш, пытался уничтожить иконопочиташе въ своей enapxiu, мечтая о возстановленш чистоты первоначальной церкви. Осудившая ого франкская церковь заняла въ этомъ споре примирительное положеше. Радбертъ Hacxasift, Kop6iflcKift монах*, около 832 г. впервые формулировалъ догматъ о реальнсмъ пресуществленш въ таинстве евхариCTiu, въ книге «De согроге et sanguine Pominb, сделавшейся классической для всего средневе ковья. Ращоналисты (какъ Ратрампъ изъ Корби), отстаивавппе символичсыпй характеръ таинства, терплтъ поражеше. При Карле Лысомъ монахъ Готшалкъ, подъ вл]ятемъ книгъ Августина, защищаетъ у ч е т е о двойномъ предопределенш—добрыхъ и" элыхъ,—встречая поддержку Ратрампа, но и миоячисленныхъ противниковъ: своего учителя Рабана, Г и н к м а р а Р е й м с с к а я , Пруденщя еп. Труа и 1оанна Эр1угену, оставившихъ трактаты по вопросу о предопределенш. Осужденный на майнцекомъ соборе 848 г., Готшалкъ умеръ въ суровомъ заточенш (между 866 и 869 гг.). Въ псторш ф и л о с о ф а блестящую страницу вписалъ 1оаинъ Скочъ (BpiyreHa), но его геюальная личность не уме щается въ рамкахъ эпохи. Призванный ко двору Карла Лысаго, 1оаннъ перевелъ и комментировал* сочииешл г р е ч е с к а я мистика, приписанныя Д1ониciio Ареопагиту, участвовалъ въ споре о предопре деленш (въ котором* занялъ вполне независимое положете). Его главное философское произведете— с de divisione naturae*—смелая концепщя MipoBoro процесса, выдержанная въ духе платонизма и едва ли прнмпрпмая съ ортодоксальным* х р п т а н с т в о м * . Непонятая современниками книга дождалась осу ждения церкви въ X I Y ст. Латинская поээ!я про цветает* при дворе и въ монастырлхъ. Слишком* мало сохранилось отъ Ангильберта—«Гомера» Кар лова кружка, но послашя и поэмы Теодульфа еп. Орлеанская, Павла (ддакона), Петра Пнзанскаго, «Назона» и др. говорлтъ о легкости не вполне, впрочем*, безупречной латинской речи и часто объ изысканности вкуса, особенно охотно играющая аллптсращей. Описашя придворных* празднеств*, охот*, военныхъ собьшй, панегирики императору, шутливый п р е т я , игры- въ загадки или этпческш контроверсы—обычный кругъ темъ. Эклоги ВергнЛ1я вызвали къ ЖИЗНИ пасторальную поэзпо въ д1алогнческой форме. При Людовике Благочестн1