
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
573 I n f e r i — И НФЛУЭ1ЩЛ 574 аа несомненно П., следующий: бешенство, сапъ, сибирская язва, тубсркулсзъ, чума рогатаго скота и собакъ, повальное воспаление легкихъ рогатаго скота и лошадей, лщуръ, оспа, случная болезнь лошадей, пузырчатая сыпь у лошадей н рогатаго скота, мыть лошадей, инфлуэнца лошадей, ролса и ч у м а свиной, тифондъ птнцъ н нъкот. др. I n f e r i (di Inferi)—подземные боги, в ъ дровней римской релипи соответствующие греческимъ Oeol xaTaydovtoi. Представлеипл римлянъ о д у ш * человека и загробной жизни былп крайне разнообразны. Въ дровней римской, к а к ъ и въ другихъ псрвобытныхъ ролиплхъ, существовала в е р а не въ о д н у душу, но въ н е с к о л ь к о душъ въ человеке; пекоторыл изъ нпхъ являются просто «жизненными силами», сосредоточенными въ крови, сердце, мозгу и дру гихъ оргаиахъ; one неотд* 111мм отъ человека и умнратотъ вместе съ нимъ. Друпл отделяются въ момонтъ смерти и псрожнпаютъ человека; таково дыхатпе, отлетающее со смертью ( д у ш а — a n i m u s , anima, spiritus; этотъ жо терминъ значить дыхашо; ср. греч. «{/U/TJ, русское дыхание и духъ, еврейское ruah и пеphesch и мп. др.); эту же отделимую душу вндптъ въ разныхъ «лзойпнкахъ» человека, ого тени, зеркал ьттомъ пзображет'п, отраженш-фигурис* въ зрачке. Явления сна, когда душа к а к ъ бы странствуетъ, когда намъ видятся и давно-умергато, прнводятъ къ вгровашю въ боясмертте и загробную жизнь. Эти безсмсртныл души называются то anima, то spirirus, то umbra пли somnium. Чащо всего ихъ назыпаготъ «добрыми» Manes. Но съ Майами мы уже вход имъ пъ другую область; перво начально это — подземные боги, впосл*дствш съ ними отождествили и обоготворонныя души. Къ этому жо кругу продставлошй, съ колеблющимся эначешемъ душъ въ подзомномъ Mipe и подземпыхъ боговъ, относятся и di I . Въ римской литера т у р е этимъ н а з в а ш е м ъ часто обозначаются вообще в с е различимо подземные боги, им*юищо каждый ппднвплуальпое имя, к а к ъ исконно p i i M C i c i o , т а к ъ и гррческ1'е (Велиописъ, Диспатеръ, Ларунда, Маны), т а к ъ что самостоятельного значешя они но нмеютъ; ипогдатемъ жо именемъ обозначают» умершихъ, по эти случаи редки. И въ надгробныхъ надпнеяхъ мы впднмъ Т. очень редко и въ позднее время, чаще всего въ сокращеши D . I . (Dis Inferis); иногда они отождествлены съ Мапамн, иногда противопоставля ются имъ, к а к ъ боги—душамъ; встречаются т а к ж е выражения « a n i m n e inferorum*. Н, Б.-Ш. Л и ф о р i n (Infer iae) -жертвопрнношсн]'е умер ши мъ въ древнемъ Р и м е . Культъ мертвыхъ нахолнлъ лыражеше въ форме государственной (sacra publica) и частной (sacra privata). К ъ иервымъ относится день Pareuutalia— ежегодный по минки всехъ умершихъ, аналогичный греческимъ анеестер:'лмъ и хрнспанскому «дню всехъ святыхъ».— заглохшил Larentalia и отчасти Lemuria. Частный культъ быль сосредоточенъ прежде всего вокругъ похоронъ. С а м а я могила есть elocus r e ! i g i o s u s » , место освященное, и делается таковой лишь после приноссшл первой жертвы, свиньи ( « m o r t u o justa f a c e r e » ) . Настоящими похоронами ( c r i t u c o n d e r e » ) , после которыхъ душа умершихъ можетъ успокоиться въ могиле и не безиокопть лсивыхъ, считаются лишь те, когда тело предано з е м л е ; эта связь съ релнпей зомли видна и въ болео поздипхъ обрядахъ солежешл, когда хоть одпа часть т е л а («os resectum*) должна быть погребена («за местительное» употрсблешо въ культе части вместо целаго, « p a r s p r o t o t o » ) . Следовали различные обряды очнщешя дома и оставшихся жнвыхъ и топжоствоннал трпзпа ( « s i l i c e r n i u m » или « с е п а f e r a l i s » ) , уго щение мертваго и жнвыхъ; подкладка этого—глубокодревнее представлено о томъ, что мертвому надо доставлять пищу и разные д р у п е предметы оби хода. Эта тризна повторялась разъ въ течение пор выхъ дней и разъ на девятый день (cferiae denic a l e s » и « с е п а n o v e m d i a l i s » ) . И помимо этихъ определенныхъ дней продолжался культъ могилы; она украшалась памнтннкомъ, садомъ, разными пристройками (въ роде триклишл для похоронныхъ трнзнъ), увенчивалась цветами; часто приносились и жертвы, поел mi я специфическое назваше И. Это могло происходить въ любой день, но чаще всего бывало въ день рожден1я и смерти умершаго, или весною въ т а к ъ назыв. «дни розъ» (rosalia) и «дни фиалоисъ» (dies violae), въ м а е пли iuoui*. Эти дни праздновались родственниками и еще чаще похоронными коллегиями, нередко въ силу зав е щ а ш я умершаго. И. состояли изъ жертвы, на поминающей греческий ^еМу-ратсл», типичной для подземныхъ боговъ — воды, молока, олнвковаго масла и меда; приносились т а к ж е цветы, вейки, благовония, вино, священное варево, употребляемое и въ другихъ культахъ (mola salsa) или пирожки (liba); уиомннаютсл т а к ж е , при более богатыхъ помишеахъ, жертвы животныхъ (быковъ п черпыхъ барановъ) и похоронный игры. Эти жертвы всегда могли носить двойной х а р а к т е р ъ — заботы о томъ, чтобы былъ сыть мертвый, и угощения ж п в ы х ъ . — Ср. de M a r c h i , «II culto privato di Roma ant i c a » ( I , 180 sqq.); M a r q u a r d t , « P r i v a t l e b e n der RtJm.*r» (340 sqq.) и « S t a a t s v e r w a l t u n g » ( I I I , 307 sqq.). H. Б.-Ш. И п ф н в с ъ — в с т а в к а внутри корня, имею щая такоо же словообразующее назначение, какъ представки — п р е ф и к с ы и приставки къ концу корня нлп основы—с у ф ф и к с ы. Во просъ о с у щ е с т в о в а л и И. до сихъ поръ является спорнымъ въ н а у к е . Подробности и примеры мнпмыхъ И. см. у B r u g m a n n , « G r u n d r i s s der vergleich. Grammatuk der indogerm. S p r a c h e n » (т. I I ) . И п ф н л ь т р а т ъ - п р о п и т ы в а ш е ткани воспалптельнымъ эиессудатомъ (серозной жидкостью, вы шедшею пзъ крови сквозь стенки сосудовъ, съ при месью болыиаго или мопьгааго количества лейисоцптовъ н др. воспалнтельныхъ клетокъ), который скопляется въ ткансвыхъ щоляхъ, между пучками соединительной ткани, дольками железы нлн мы шечными волокнами,обусловливая увеличение объема пораженнаго органа, его уплотнош'е и уенлешо чувствительности. Ср. Воспаление ( X I , 722). Н п « | > л у « » 1 1 п , а — о с т р а я инфекционная болезнь, которая время - отъ - времени распространяется съ большою быстротой, поражая почти все -на селеше ц е л ы г ь странъ н перебрасываясь вол ною съ континента на континента; такое исклю чительное распространено объясняется огромной заразительностью, краткостью пнкубащоннаго пе риода (1 — 2 дня) и нестойкостью оставляемой после излечошл невосприимчивости, благодаря чему к а ж д а я новая эпндом1'я поражаетъ вновь в с е пероболепшее ранее насолеше почти безъ исклю чения. Эпндсмш И. проносились по всой Европе и Азии по нескольку разъ въ каждомъ сто л е п и , при чемъ особенной силой и всеместнымъ распрострапошемъ отличалась папдемия довяностыхъ годовъ X I X ст. З а р а ж е ш о И. происходить обыкно венно чорезъ дыхательные пути; инфекционное начало открыто было въ 1892 г. Пфейферомъ въ виде очень маленькой и очень нестойкой аэроб ной палочки (длиною 1—2 микрона), массами разви вающейся на слизистыхъ ободочкахъ дыхательныхъ путей, откуда она попадаетъ и въ воздухъ, и на 4