
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
686 ЖЕДФЗНЫЛ ДОРОГИ 686 было давать субсидии на дальнейшее ведение дела, между темъ какъ учредители непомерно обога щались. Для предупреждения такихъ результатовъ, 30 марта 1873 г. изданы были правила, возлагавиня образование акщонерныхъ обществъ на особую правительственную комиссию, которая распоиряжается публичной подпиской на акцш и открыиемъ перваго общаго собрашя, для выбора правления. Н а основанш этнхъправилъбыли утверяедены въеледующемъ году дороги Оренбургская, Фастовскаи, Нринислпнекал и Уральская. Цель правительства, однако, не была достигнута, такъ какъ и эти дороги остались de facto за единичными крупными жел.дор. деятелями, исоторыхъ законъ 1873 г. желалъ устраипть. Pacmnpeuie сети Ж . дорогъ поглотило огромные капиталы и требовало громадныхъ жертвъ со стороны правиитсльства, таисъ исаисъ редко по стройка какой-нибудь дороги обходилась безъ по собия казны или безъ гарантии, по которой казна, въ виду малодохоДности дорогии на первое время, вынуждена была приплачивать большн"л суммы. Длина отиерытыхъ дорогъ и ъ концу 1875 г. соста с вляла 17 658 вер., при чемъ въ одно толысо 10-лепе 1866--75 г. отиерыто было 14092 вер. Стоимость всей этой сети Ж . дорогъ, вместе съ потерями по реализации выпущенныхъ бумаги», составляла 1366,7 милл. руб., при чемъ одне только, затраты казны по ссудамъ на постройку и по прпплатамъ ио гарантии составляли 2 3 9 И милл., не говоря ужо о затратахъ на Николаевскую и па друпя казен ный Ж . дороги. В с о это ставило финансовое ве домство въ затруднительное положеше. Въ 1867 г. правительство решило продать Николаевскую до рогу въ частныя руки, чтобы на выручонныя деньги образовать жел.-дор. фондъ, назначенный на нужды жел.-дор. дела. Съ этой целью отъ нменп дороги были выпущены облигации, сперва на 76 мнлл., а потомъ на 56 милл., по которымъ Глав ное Общество Ж . дорогъ, купившее дорогу (1868), обязалось елсегодно въ течеше 8-1 летъ платить % и погашеше въ размере 7,2 мплл. руб., пзъ чистаго дохода этой дороги. Изъ оставшейся частп дохода оно обязалось уделять / казне, оставляя */* часть себе. При постройке въ 1870 г. KieBo-Брестской Ж . дор. правительство продало ей построенный раньше на средства казны участокъ отъ Ш е в а до Жмеринки, за 14877 тыс. руб. мет., которые оно получило акщями и облигациями этой дороги. Въ томъ лее 1870 г. правительство уступило «Русскому обществу пароходства п торговли», которому при своено было назваше: « Р . О. П. и Т. и О д е с с к о й лс. д.>, построенпые казноио участки Одессо-Балтскш,- Балто-Елизаветградсиси'й п Елпзаветградо-Крсмеичугский, всего 9 0 2 7 вер., за 47 445 тыс. руб. мет. и 14869500 руб. кред., которые оно получило: первые—въ облпгаш'лхъ, вторые—въ акцнлхъ. Въ 1871 г. правительство уступило Московско-Кур скую дорогу акционерной исомпанш, отъ которой оно получило 24362800 руб. мет. аищнлми и обли гациями, сверхъ выпущенныхъ раньше правитель ствомъ облигаций на 27 339200 руб. мет., отнесенпыхъ на счетъ Московско-Курской Ж . дор. съ )Слов1смъ, чтобы изъ чистаго дохода сперва упла чивались % и uoraiueuie по облигационному капи талу, 1% обращалось въ дпвндендъ, а остающееся затёмъ распределялось мелсду правительствомъ и обществомъ. Въ виду того, что правительство за уступленный имъ дороги получило уплату пе на личными, а акциями и облигациями, а въ постройке дорогъ частными обществами участвовало приобретеипемъ облигаций, гарантированиыхъ правитель ствомъ же, для реализаций всехъ этихъ капиталовъ я 4 4 решено было прибегнуть къ помощи иностранныхъ рынковъ, посредствомъ выпуска к о н с о л н д п р о ванныхъ облигаций р у с с к и х ъ Ж. дорогъ. Первый выпускъ пропзведенъ указомъ 9 января 1870 г. на 12 милл. фнт. стерл., и въ составъ его вошли облигацп'и дорогъ: Иваново-Кинсшемской, Лнбавской, Грлзе-Царицынской, Воронелсско-Ростовской и Московско-Курской. Реализации этихъ облигацией дала 7 3 9 8 2 0 2 1 руб. кред. Второй вы пускъ послёдовалъ 17 февраля 1871 г., также на 12 милл. фнт. стерл. (реализованная сумма — 71422063 руб. кред.), и въ- составъ его вошлп облигации дорогъ: Московско-Брестской, Одесской, Риго-Больдерааской, Тамбово-Саратовской и ПотиТифлпсской. T p e r i f i выпускъ, въ 15 мил. фнт., пропзведенъ 27 марта 1872 г., реализовавъ 96 948959 руб. кред.; въ составъ его вошли обли гации дорогъ: Шево - Врестсисой, Лозово- Севасто польской, Ландварово-РоменсисоиЗ, Харысово-Николаевской, Воронежско-Ростовской, Грлзе-Царнцын ской и Одесской. Четвертый выпусисъ (по темъ же дорогамъ) пропзведенъ 14 ноября 1873 г., на сумму 99112993 руб. перед. Наисонецъ, пятый выпусисъ, последовавши*!!* въ марте 1875 г. ужо по понижен ному % {±Уг%) на 15 милл. фнт. стерл.. доставилъ 8 5 7 8 0 2 9 4 руб. кред. Въ составъ его вошли обли гаций дорогъ: Потп-Тифлисской, Рялссисо-Вязсмской, Ростово-Владикавкаэской, Моршанско-Сызраисисой, Либавской, ИовоторжскоИ, Прнвислинской, Фастовской, Оренбургской, Ландварово-Роменской, Митавской, Балт1йской и Бресто-Граевской. Всего вы пущено исонсолндированныхъ облигацией въкруглыхъ цифрахъ на 427,25 милл. руб. Съ половины 70-хъ годовъ начинается поворотъ государственной политики относительно Ж . дорогъ. Въ военное времл и вследъ за нимъ обнаружились ташо безпорядкп и недостатки на лашпхъ дорогахъ, что правительство тотчасъ же по оисончанш войны р е шило произвести обширное нзеледоваше лсел.-дор. дела въ Pocciu. 22 поля 1878 г. была Высочайше учрелсдена подъ председатсльствомъ графа Б а р а нова, особая высшая комисЫл изъ представителей разныхъ министерству которой было поручено изучить Ж . дороги съ целью изыскания меръ для предотвращешя задеряекп грузовъ и не правильностей какъ п а с с а ж и р с к а я , такъ и товарнаго движения, п длл приведения ихъ въ такой пидъ, чтобы оне могли «вполне удовлетворять по требности торговли и промышленности^ Резуль татомъ работъ icoMucciu былъ рядъ преобра з о в а н ^ , КЛОНИВШИХСЯ къ усиленно государствен ная вмешательства въ жел.-дор. дело. Съ 1880 г. исазна принимается за постройку собственныхъ Ж . дорогъ. Въ 1882 г. отиерывается казною Баскунчакская ж. дор.; въ томъ лес году начато двплсеше на первыхъ участкахъ исазепныхъ Полесскихъ дорогъ; въ 1884 г. казна пускастъ въ ходъ Екатерининскую дорогу, въ 1885 г. —ЕкатеринбургоТюменскую, въ 1888 г.—Самаро-Уфнмскую. Одно временно съ постройкою собственныхъ лнни'й пра вительство начало выисупать частныя Ж . дороги: постепенно состоялся иереходъ къ казне ТамбовоСаратовсисой, Харьково-Николаевской, Уральской, Рлжско-Влзомскоп, Рллсско-Моршапской, Моршан ско-Сызраисисой, Варш. - Тереснольскоп, ТамбовоКозловской, Курско-Харысово-Азовской, ЛибавоРоменской, Закавказской жел. дор. 90-ыс годы и первые годы текущая столейя связаны съ даль нейшей исонцентрапдей Ж . дорогъ въ рукахъ казны. Эта концентрация происходила или въ форме вы купа частныхъ Ж . дорогъ, или въ форме усилен н а я жел.-дор. строительства за счетъ казны. Вы-