
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
463 ЕНИСЕЙ—ЕНИСЕЙСКАЯ ГУББРШЯ 484 значительная числа летъ, что особенно относится къ нижнему течешю Е . Есть основашя предпо лагать, что эамерзанп'е Е. въ его пизовыхъ частлхъ доллено быть отнесено на конецъ сентября; такъ, Пансенъ (1913 г.) считаетъ, что навигашя въ устье Е. возможна до 10—15 сентября, а спутннкъ его С. Б. Востротипъ допускаетъ и более длинный срокъ. Е . на всемъ своемъ протллсенни отъ Саянъ до устья судоходенъ, хотя судоходство на немъ н развито довольно слабо: въ 1913 г. всехъ паровыхъ судовъ на немъ плавало 30, и въ общемъ они располагали 6,6 тыс. силъ; моторпыхъ судовъ работаетъ всего 9, нсиаровыхь — 55. Среднее (за пятилъ"пе 1906—1910 гг.) количество перевознмыхъ на судахъ по Е. грузовъ—3-132 тыс. пд. въ навига цию, при колебашлхъ отъ 3031 тыс. въ 1909 г. до 4148 тыс. пд. въ 1908 г. Увеличешл пъ судовой пе ревозке грузовъ пе наблюдается: пъ 1906 г. было перевезено ВСЁХЪ грузовъ на судахъ 3357 тыс. пд., а въ 1910 г.—3333 тыс. пд. Увеличивается количе ство грузовъ, идущихъ по Е . сплавомъ какъ на плотахъ, такъ и въ плотахъ: въ средиемъ зато лее пяти летий такихъ грузовъ было перевозимо въ нави гаций 6204 тыс. ид., при колебашлхъ отъ 4018 тыс. до 7825 тыс. пд. Еще въ X V I и начал* X Y 1 1 ст. Е . являлся однимъ изъ олшвленпыхъ путей торговыхъ сношешй Сибири съ Зап. Европой. Зъ161бг., по ходатайству тобольскаго воеводы кн. Куракина, было запрещено пускать иностранцевъ дал t o Архангельска изъ опасешл захвата иностранцами русскаго севера, богатаго пушниной; а въ 1620 г. было поволено запереть «морской ходъ» въ Сибирь и русскимъ людямъ, подъ страхомъ смертной казни. Всякая торговля прекратилась; съ течешемъ вре мени пе только былъ забытъ морской путь въ Си бирь, по утрачено самое представление о возмож ности этого пути. Толысо въ половин* 70-ыхъ гг. X I X ст. англичанину Виггпнсу п шведскому проф. Норденшельду удалось доказать проходимость Карскаго моря, льды котораго пугали мореплава телей, н, стЬд., практическую возможность мор ского пути въ Сибирь. Старый путь былъ какъ бы вновь открыть. Въ 1876 г. были доставлены пъ Е. первые товары» пзъ Англiи. Съ т*хъ поръ оставался открытымъ вопросъ о практической при годности этого пути для постолннаго торговаго об мена между Сибирью и Зап. Европой. Только поел* экспедиции Веисстера и особенно Ф . Нансена нъ 1913 г. д*ло морскихъ сообщении Сибири съ Европой можетъ, повидимому, стать па твердуно почву. При м-в* торговли и промыиплонностп образовано междуведомственное совещашс объ орга низании правильныхъ морскихъ сообщении мелсду европейскими портами п устьями Е . и Оби, черезъ Карское м. Напсепъ высказался въ одномъ нзъ зас*дашй этого совещания, какъ за наиболее пригодное паправлешс этого пути, за IOropcicifi Шаръ, хотя ренсомепдовалъ не пренебрегать H I двумя другими проливами—Маточкннымъ Шаромъ и Карскими Воротами, такъ какъ въ первомъ изъ назиапныхъ пролнвовъ бываютъ ледяные заторы, въ то время, какъ два друпе бываютъ въ это время отъ пихъ свободиы. Совершепио отрицательно Нансснъ относится исъ пути окружному, черезъ Новую Землю. Рекомендуемый имъ путь не требуетъ судовъ особаго типа; вполне пригодны суда обычнаго торговаго типа, съ водоизм*щениемъ въ 1500 тоннъ. Для стоянки и погрузки судовъ Нансенг ечнтасть наиболее пригодной Луковую Протоку па Е., въ 400 вер. отъ его устья. Наиболее удобнымъ временемъ навигащп оиъ считаетъ отъ первыхъ чпселъ августа до 10—15 сентября. Организаций правиль ныхъ рейсовъ требуетъ оборудовашл пути безпроволочпымъ телеграфом!, иа о-вахъ Диксона и Маточкнномъ Ш а р е . Н а Е . расположены четыре го рода: Минусннскъ, Красиоярскъ. Енисейснсъ и Турухансисъ.—Литер. «Мат. но нзсл*д. землепользо вании и хоз. быта сельскаго населешя Иркутской и Енисейенсой губ.», т. I Y , в. I , ст. А. Б . Адрн'аиова: «Гидрографии» (Ирис, 1894); С. В . В о с т р о т и п ъ , «С*верный морской путь» (СПБ., 1908); «Статисти ческие матерн'алы о двнжеши грузовъ и проч. по водпымъ путямъ Томскаго окр. путей сообнц.» (Том., 1913). С. Л. Швецовъ. Ё и п с е н с к а я г у б е р и ш — о д н а пзъ обширнейшихъ въ Poccin, уступающая по величине только Якутской обл. Площадь 2233929 кв. вер., или св. 230 милл. д е с , т.-е. более Va Европей ской Pocciu. Наибольшая длина ея 3800 вер., отъ границы съ Монголией до мыса Челюскина, а ши рина—до 1300 вер. Раснолоясена мелсду 52°20 и 77°36' сев. шпр. и 32°и 98° в. д. Она граничить къ С Сев. Ледовит, океаномъ, къ СВ съ Якутской обл., къ В и Ю В съ Иркутской губ., къ 10 съ Мон голией, къ 103 и 3 съ Томской губ. н къ СЗ съ Тобольской. Все пространство губернии делится па 5 уездопъ: Минусннсюн, Кансиий, Ачннсипй, ЕннсейскнЙ, съ Турухаисисимъ приставствомъ (кран!), и К р а с н о я р с к ^ н Усннсиий погранич ный окр. Е . губ. п о ф н э пчосие о му своему у с т р о й с т в у чрезвычайно разнообразна, состоя пзъ горныхъ цепей, нсобозрпыыхъ лесовъ, обширныхь степей н громадныхъ тундръ. Она имеетъ склонъ съ 10 на С HI С З . Н а юленой границе находится н самая значительная нзъ ея горныхъ це пей—Салпсшп хребетъ, составляющий каисъ бы вост. продолжение Алтая, съ которымъ онъ непосредственно евлзанъ ньнсокнмъ, нереходлщныъ местами за снеж ную липно, горнымъ хребтомъ Шабина-Ола или Белогорьемъ. Отроги Салнскаго хребта спускаются на С въ бассейнъ pp. Чулыма и Енисея. Парал лельный почти Салну горный хребетъ мелсду р. Усомъ и Оей носить назвашя: Иргаки, Узунъ-Арга и Араданъ; далее отъ р. Киэпра и Он прости рается къ Енисею широкая горная цепь Борусъ, переходящая на левый берегъ последплго подъ именемъ Итема. По левую сторону р. Абакана отроги Салнскаго хребта почти сливаются съ Алтаемъ, представляя рядъ отдельныхъ сопонсъ съ местными пазвашлмн. Западные отроги Кузнец ка™ Алатау, по правую сторону Урюпа, представллюшде холмистую тайгу, называются у м*стпыхъ жителей Ураломъ; более южная пхъ часть къ р. Сарала-Irocy носить пазваше Аэаргал. Близь впадения р. Уйбата въ Абаканъ возвышастся богатая железомъ гора Иссыкъ. Мелсду правымъ берегомъ р. Чулыма и р. Большимъ Кемчугомъ тянется съ Ю В на С З невысошй хребетъ Ксмчуясскихъ горъ, уишраиоиядйсл въ Енисей; оиъ служить -водоразделомъ водъ, тскущнхъ съ одной стороны нъ Енисей, съ другой—въ Обь. Белогорье къ ннзовьямъ pp. Тагула н Агула переходить въ холмистую страну и разбивается на мнолесство невысокпхъ грлдъ, простирающихся до Верхней Тун гузки. Въ сев.-вост. части губ., на границе съ Якут ской обл., простирается отъ IOB на С З до береговъ Сев. ок. хребеть Тунгузсний, служащий водоразде ломъ менеду системами Енисея и Лены; отъ него отде ляются къ 3 и СЗ много отроговъ, изъ коихъ главные служать водоразделомъ pp. Верхней, Подкамепной, Нижней Тунгузокъ, Вахты и Курейкп, а таисже между последней и системою р. Хатанги. В с е эти горы на 3 доходятъ до р. Енисея, гд* какъ бы обрываются; только близъ устья Иодкамеипой Тунгузки гор/