
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
387 Езпо—JEIS 388 у насъ въ Карской области и Эрпванской губ. къ берегу менышл, для постановки вершъ (см. X , Назваше ихъ происходить, вероятно, отъ стариннаго ст. 296); посредине же реки—более шпроисия, слу перс, слова «йезд», т.-е. «Богъ», хотя народная жащий для свободная пропуска воды и для ловли этимолопл связываешь ихъ назваше съ именемъ рыбы. Для первой цели вставляютъ въ окошко омейлдскаго халифа Йеэпда I (680 — 683), врага (шириною оисоло 4 арш.) такъ назыв. з а т в о р ъ — набожныхъ мусульмане. Сущность учения этой секты деревянную раму съ натянутою на ней проволочною не вполне выяснена вследствие необыкновенной сетью, ве пропускающею рыбу; въ друпя лее окошки сихрытпости и подозрительности Е . , часто подвергав- вставляютъ станки, т.-е. рамы, на которыя на шихсп гопеинямъ со стороны мусульманъ и. другихъ тянуты мережи до 10 арш. дл. Ловля Е. про курдскихъ сектантовъ, а также изъ-за насмеилекъ изводится, преимущественно зимою, когда рыба, соседнихъ христи'анъ, видящихъ въ Е . поислонни- привлекаемая незамерзающею у плотины водою, исовъ дьявола. Известно только, что Е . признаютъ сплою течения вносится въ мережевые рукава и Верховное существо, создателя Mipa, и почитаютъ набивается туда целыми массами. Въ Сибири Е . отрицательную силу «Мелшеъ-Тауэъ» — впавипаго устраиваются несколько иначе и разделяются на въ немилость ангела, который со временемъ бу п о л о в и н н ы е , т.-е. идущие на половину реки, и детъ прощснъ. Они избегаютъ произносить его имя ч е р е з о в ы о — и д у и щ е черезъ всю реку, поперекъ въ раэговорахъ и изображаютъ въ виде павлина ея русла. Вследств1е дороговизны Е . обыкновенно (таузъ). Вместе съ темъ, Е . почитаютъ солнце и сооружаются целыми обществами рыбаковъ.—См. четыре стихни: землю (мать всего живущаго), воду, Н . К а ш н и х , «Изъ Прн-Аргунскаго края» ( « Ж у р воздухъ и огонь (самая священная стихий). Эти налъ Охоты и Коннозаводства», 1869); Л. М. черты, въ связи съ многими мелкими частностями, М а р а к у е в ъ , «Изъ Р о с т о в с к а я у., Ярославской поэволяютъ возводить корень езпдпзма къ Зоро- губ.» («Природа и Охота», 1879, т. I I I ) . астрову учению, которое впоследстви'п, подъ влнянпемъ Ейскйй л п м а п ъ — зал. гл. сев. - вост. мусульманства п отчасти христианства, сильно изме части Азовскаго м., отъ котораго отделяется узкою нилось. Новейшие изследователи секты самымъ ре- Е . к о с оно (10 вер. дл.) и сообщается съ моремъ шительнымъ образомъ отвергаютъ обоготворев1е ею пеширокпмъ проходомъ. Дл.Е. лимана 20 вер., пнир. диьявола. Е . признаюп. 124 тыс. пророковъ, библсйско- 10 вер., глубина отъ 0,5 до 4 м.; хорошо защнщепъ. мусульмапскпхъ и христи'анскпхъ, но первымъ по Е й с к о е у к р Ъ п л е л и е (Еи1скъ)—м-ко Р о святости считается национальный пророигь Шейхъ с т о в с к а я окр., обл. Войска Донского, при Ейскомъ Адэ, жнвишй въ V I в. гиджры ( X I I в. по Р . Х р . ) лимане Азовскаго м. 3598 жит.; православная црк., и завещавший Е . въ руководство релипозно-нрав- 2 школы; рыболовство; ярмарка (скотъ). ствснный кодексъ. Ему посвященъ храмъ въдолпне Е й с к ъ — г о р . , административный центръ ЕйШейхъ-Адэ (Лалпшъ), близъ Мосула. Въ честь про- скаго отдела Кубанской обл., на Ейской косе. Портъ чихъ шейховъ устрапваютъ очаги. Е . разделяются Азовскаго м. и конечная ст. Ейской лсд. Основанъ на две касты, браки между исоторымп запрещены— въ 1848 г.; благодаря льготамъ, продоставленнымъ духовныхъ и светскихъ. Первые, въ свою оче лептелямъ, сталъ быстро расти. Въ 1860 г. въ пемъ редь, делятся на три группы: ш е й х и , п и р ы п было ужо 2 0 0 0 0 жит., въ 1912 г.—52 900. Реальное ф а к и р ы , не имеющие права родниться между училище, жен. гимназ1л, 4-ислассное гор. училище, собою; къ нимъ же относятся нпзншя степени ду ремесленная и несн;олько начальныхъ глколт. Т а ховныхъ: к а в а л ы (посланцы шейха, ездящие за можня. Въ 1911 г. вывезено 13 282 190 пд. (пше поборами и пожертвованиями), а у х а н ы и п р и ница, ячмспь), преимущественно каботажомъ. После с л у ж н и к и п р п х р а м е . Е . , где бы они ни проведения Ростово-Владпкавказской ж. д. часть были, признаютъ свопмъ главою ипейха (потомка торговлп Е . перешла въ Р о с т о в ъ - н а - Д . — E f i c K i f i шейха Адэ), воля котораго священна для каждаго о т д е л ъ занимаешь сев. часть Кубанской обл. п Е „ И эмира, представителя светской власти, граничишь на С и В съ Донской обл., отъ которой утверждаемаго турецкпмъ правительствомъ. Оба отделяется pp. Еей и Кугу-Еей, на 3—съ Азовживутъ въ Месопотамш. У насъ Е . подчиненна скнмъ м. 12127,8 кв. вер. пли 12 633500 дес. Р о в общимъ судамъ и администрации. Е . почти все — ная, безлесная степь, съ глубокпмъ черноземомъ— оседлые горцы, хотя и не совсемъ еще отвьпели одна пзъ самыхъ плодородныхъ местностей Кубан отъ нсочевой жизни. См. И . Н . Б с р е з и н ъ , «Е.» ской обл. К]'упныя казачьи станицы большею частью («Магазннъ землеведения и путешествий» изд. Ф р о - сохранили старыя назвашл запорожекпхъ куреней ловымъ, т. I l l , М., 1854); N . S i o u f f i , «Notice (Уманская, Шкуринская, Канивснсал). 352100 жит. sur l a secte des I6zidis» ( « J o u r n a l Asiatique», (1912). Почти / Hacc.ienifl принадлежать къ вои'г1882, т. X X , стр. 252—268) и «Notice s n r le сковому сословию. Главное заплыв жителей—земле C h e i k h A d i e t l a secte des I6zidis» ( c j . Asiat.», дели'е. Подъ хлеба распахивается около 5G0000 д е с , 1885, т. V ) ; M e n a n t , «Les Iesides» (П., 1893); хлеба собирается более 20 милл. пуд. Скотоводство С. А . Е п а з а р о в ъ , «Кратипй этнографическо-юри- развито более, чемъ въ прочихъ отделахъ Кубан дичесний очерисъ Е . Эрпванской губ.» («Зап. Кав- ской обл. К р у п н а я р о г а т а я снеота более 20О00О го исазск. отд. И . Р . Геогр. общ.», кн. X I I I , вып. I I , лову, овецъ и козъ более 404000. Развито также 1891); 10. С. К а р ц е в ъ , «Заметкп о турец- и коневодство (у казачьяго сословш более 90000 кихъ Е.» (тамъ же); по-арабски валеная статья лошадей). Несколько соленыхъ и преспыхъ озеръ о. А н а с т а с а въбейрутскомъжурнале «аль-Маш- и лнмановъ (Ханское оз., Сладки'й лиманъ, Соленый, рыкъ» (1899, т. I I ) , извлечете изъ которой—въ «Miss. Ейснпй, Бейсугснпй), на которыхъ, а также на A3GBCathol.» (1899); J . S р i г о, «Adorateurs d u diable» скомъ м., жители занимаются рыболовствомъ. 195 на («BuIletin» Невшательскаго Геогр. общ., 1900, чальныхъ школъ, пзъ нихъ 60 црк.-прнходскихъ. т. X I I , стр. 275—301); А. И в а н о в с к 1 й , «Русск. E i s (муз.)—нота мн ( Е ) , повышенная на пол Антрополог, журн.» ( I , 1901, № 3). 4 5 Е з н о — н . Впленской губ., Трокснаго у., при оз. Езно, съ развалинами замка. 1255 жит. Е з ъ или язъ, заязокъ—устраиваемая поперекъ реки рыболовная плотина, въ которой оставляются отверстия— о к о ш в и различной величины: ближе тона знакомь £jj; въ музыкальной практике гаммы, начинающийся съ eis, не употребительны по при чине многочисленности д1езовъ (чнеломъ отъ 8 до 11); оне заменяются энгармоническими съ ними гаммами f-dur и f-raoll.