
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ззз ЕГИПЕТЪ 334 жду прочимъ, на торговый сношения. Прочно Атона и выстроилъ для него храмы въ Карнаке, а устроить государство, состоявшее пзъ разнород- на местъ нынешней Телль-эль-Амарны, въ Срсднемъ пыхъ частей, не было, однако, возможности. Д е р Е., основалъ для себя новую резидентно Яхтатонъ. жать въ повиновении А з ш было особенно трудно Культъ Амона былъ запрещена.; имя Амона выскавслт>дстае постоянно происходивших?» тамъ этно вливалось на памятникахъ; вельможи, иоследпвавграфическим» персворотовъ. Въ Каппадокш и Ки- ншо «ученн'ю жизни», щедро награждались. Были ликпи усилились хетты, исъ юго-востоку отъ нихъ— переведены изъ Опвъ присутственный места и, ме монархий Митанни. Кроме этихъ великнхъ дер- жду прочимъ, государственный архивъ, заключен ж$въ—соперницъ Е., затруднения создавали амо- ии^ въ себя дипломатичесисую переписку съ фарен н бродячие элементы. Война не была при-, раопомъ подвластныхъ ему сирШскпхъ царьковъ, томъ спеидиальпостью егииитянъ; они уже тогда при а также письма царей Митанни и Вавилона, встубегали исъ услугамъ наемннковъ. Отсюда неустойчи павшихъ съ Е . въ родственный связи, а также ца вость ихъ господства. Ужо велнчайншй нзъ фарао- рей хеттовъ, Кипра и др. Языкъ пнеемъ — вавиповъ, Т у т м о с ъ I I I (1503—1419), и его преемники, лопений, иерёдко съ примесью мЬстныхъ формъ. А м е п х о т с п ъ I I и Т у т м о с ъ I V , должны были по Цари Митанни писали клинописью, на своемъ. нечти ежогодпо ходить въ Сирию и Н у б ш пли для понятномъ для насъ, языке. Изъ этихъ нписемъ войны, или для сбора дани, или для укрощение видно, насколько пошатнулась въ Cupin египетская мятежей; но они все-таки были еще въ состоянии власть, а за пределами государства — египетское справляться съ затруднениями и держать въ рукахъ B.iinHHe; царь-богословъ и фанатиисъ былъ плохимъ царство отъ Евфрата до 4-го порога, получая дань политикомъ. Внутри Е . его деятельность также не и отъ Фиипикш, и отъ Нубии, и отъ Пунта, принимая была успешной. Заставить египтянъ забыть боговъ, почетный посольства изъ Вавилона, Ассирии, хетт- исоторымъ они поклонялись столько веисовъ, и поскихъ странъ, о-вовъ ЭгеЙскаго м. Преисрасный \ бороть сильное духовенство ему пе удалось. Его гимнъ въ честь Тутмоса, обладателя вселенной, преемники пошли на компромиссы, а основатель династии, Харемхебъ, оффищпапоминаетъ псаломъвб. Сохранились и иллюстрации новой, X I X къ этому гимну—живопись гробницы Рехмара, где ально возстановилъ культъ Амона. Въ выигрыше 4 страны света олицетворены четырьмя главными оказались одни только жрецы, какъ мученики за народами, приносящими дары фараону. Это было любимую народомъ веру; что же касается страны, времснемъ, когда въ Е . стекалось много богатствъ то религиозный смуты еще на одинъ ипагъ прибли и материальныхъ, и духовныхъ, въ виде расширения зили ея могущество къ падению. Между темъ и внеш кругозора и полезныхъ заимствований (напр., влияние ние условия успели измениться въ неблагопрштпгейской культуры), но также и временемъ, съ ко ную для Е . сторону, с Вел и id й царь» хеттовъ рас тораго начинается упадокъ. Богатство сисоплялось пространись свой авторптетъ навею Малую Азию въ рукахъ храмовъ,царя и знати; на долю народа и Месопотамию, подчинивъ Митанни; въ его войске падали одне войны, которыя онъ счнталъ заня стали служить все северные народы. Завладевъ до тие мъ свойственным!» только аэ!атамъ, вследствие линой Оронта. хетты проникли до земли амореевъ, чего и став ил ъ ихъ подъ поисровительство боговъ иэъ-за которой и началась ихъ борьба съ Е . Уже Ваала и Решепа, эанмствованныхъ пзъ Азии и Харемхебу пришлось иметь съ ними дело; ходилъ сопоставленныхъ съ Сетхомъ. Богато одаряя храмы на нихъ съ успехомъ и С е т и I , после смерти ко и увеличивая ихъ число (татсъ, напр., Аменхотспъ I тораго возстала Палестина, и следующему царю, отстроплъЛуксорсшй храмъ, Тутмосъ!—Карнаиссюй, Р а м с е с у I I (1348—1281), пришлось усмирять ее, Хатшепсутъ—Дейръ-эль-бахри), фараоны,сами того воевать съ хеттами и заключить съ ними мнръ на не предвидя, содействовали и безъ того быстрому равныхъ условшхъ, т.-с. отказаться отъ гегемошп. росту могущества жрецовъ. Во время нпоземнаго Съ этихъ поръ на долго пренеращаются наступатель ига последние былп представителями национальная ный войны египтянъ. Остальную часть своего про одинства; во время постоянныхъ походовъ ихъ должительная царствоваши Рамсесъупотробнлъ на влияние не встречало противовеса со стороны пари, постройису храмовъ и городовъ на С В (Пиеома, который бблыпею частью отсутствовала Влмние Рамесса) и въ Нубии. Тяжесть работъ, за отсутихъ не уравновешивалось теперь и поместной ств1емъ пленныхъ, стала теперь обрушиваться на знатью. Обладая огромными недвижимыми имуще- туземцевъ. Царствование этого фараона, не блестя ствами и деньгами, оно представляло силу, съ ко щее извне и тягостное внутри, оставило по себе торой приходилось постоянно считаться государству. печальные следы. При его преемнике, М е р н е п т а , А м о н х о т е п ъ I I I (исон. X V в.) въ течение 36- Е . стала грозить серьезная опасность. Уже при летняго царствование еще могъ твердо править Рамсесе I I морения разбойничьи племена, умноогромнымъ государствомъ, пределы котораго, по живипяся на Средиземном'!» море, хозяйничали на ого собственному выраженш, простирались «отъ граннцахъ Дольты, а после смерти царя они Kapoii въ Нубии до Нахарины (Митанни)». Этотъ огромной массой обрушились па Е . Мелсду ними блестлищй фараонъ спокоилно пользовался плодами встречаются имена, напоминающие сардинянъ, ахсr/обецъ своихъ предшествонпнковъ, самъ почти пе янъ и тирронцовъ. Ф а р а о н у удалось победить ихъ, воевалъ и пользовался большимъ авторитетомъ у но это только на некоторое время освободило соседей. При немъ начинается религиозное дви страну отъ дальнейшпхъ опустошешй. Мерпепта жение, исходившее изъ Илшполл и имевшее ха ходилъ и въ Палестину; въ его победной надписи рактер!» реакщи противъ еиванскаго жречества. въ первый и единственный разъ въ Египте упо Кажется, видную роль въ немъ играла супруга минается Израиль. Смерть Меиэнепта дала сигнал?» царя T i n , сынъ исотороп, А м е н х о т е п ъ I V . сдёлалъ къ новымъ междоусобилмъ. Н а престоле сидели попытку па илиопольской основе ввести универ ничтожные цари, пока не воцарилась новая, X X дин., сальную релнпю, по которой творцомъ и про- въ лице С е т н е х т а и его сына Р а м с е с а I I I мыслителсмъ Mipa былъ объявленъ солнечный дисисъ, (нач. X I I в.). ПоследнШ старался еще разъ воскре BOCiiBmifl древнее имя Атона и изображавшиЧся сить величие Е . Водворивъ внутренний порядокъ, онъ въ виде солнца, лучи котораго заисанчивались наказалъ ливпЧцевъ, опять эасевшихъ на границе Е., кистями рукъ. Ф а р а о н ъ сталъ именоваться Эхна- и отраэилъ нападение бродячих?» морскнхъ плеиенъ, тономъ (угодный Атону), объявилъ себя жрецомъ уничтожившихъ монархш хеттовъ. Въ числе этихъ ; ;