
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
143 ГРУЗОВАЯ ВАТЕРЛИНИЯ—ГРУИЧЪ 144 революционное движете 1905—06 гг. охватило и Г.; 35^ отъ водоизмещения, и чтобы продольная во многихъ мъхтахъ вспыхнули аграрные беэпо- крепость судна, при данной осадке, удовлетворяла рядки, правительственныя учреждешя перестали из вестн ымъ нормамъ. Цифровыя данныл таблпцъ функционировать, и были сделаны попытки пере надводнаго борта въ большинстве государствъ одни дала земли. Затъмъ последовали объявлений Г. на и те же, съ незначительными изменениями противъ вознномъ положены, рядъ карательны» экспе Г. марки великобританскаго правительства. Неко диций, наложеше штраф о въ на населеше по круго торый государства (напр., Норвепя) установили, вой порук* и т. д. Въ государственной думе кроме обычной Г. мариси, еще «лесную марку> перваго созыва Г. была представлена 10 депута для судовъ, перевоэящихъ лесные материалы. Хотя тами, по закону 3 шня число ихъ уменьшено до 3. общепринятый способъ определения Г. марки и не Изъ проектовъ, относящихся къ Г., следуетъ от даетъ достаточной уверенности въ томъ, что на метить законодательное предположеше 34 левыхъ грузка по Г. марке является максимальною и безо членовъ думы: «О ликвидации обязательныхъ от пасною, однако, лучшей системы, могущей столь жо ношений крестьянъ Закавкаэскаго края къ по- удобно и просто установить пределъ нагрузки для мещикамъ» безъ всякаго вознаграждения послед- судовъ, въ торговомъ флоте еще не предлагалось. нихъ. Вместо этого предположений гос. думой былъ На военныхъ судахъ Г. марка не ставится. принять въ 1912 г. эаконопроектъ кавкаэскаго на Г у о » (Grusouu), Г е р м а н ъ—основатель р з м местника: сО прекращены временно-обяэательныхъ машиностроительная завода въ Букау близъ Магде и эависимыхъ отношешй крестьянъ къ землевла- бурга (1821—95). Въ 1855 г. имъ была заложена дельцамъ въ губ. Тифлисской, Кутаисской, Эриван- на берегу Эльбы верфь подъ фирмою «Н. Gruson. ской и др., посредствомъ выкупа при содействin Magdeburg* съ небольшою мастерскою, которая правительства». постопенно разрослась до размеровъ первокласс н а я эавода въ Гермаши. Имя Г. неразрывно свя Г у о а в т р и х —м Ватерлиния р з в я а е л н я с. зано съ техникою такъ назыв. i закаленная или (IX, 701). Г у о а м р г —н к на борте судна, быстроохлажденнаго чугуна, и развитие завода все р з в я а л а з аи показываюппе предельную ватерлинию, до котораго цело обязано применению указаннаго металла длл грузовое судно можетъ безопасно грузиться. Впер военныхъ целей (пзготовлеше брони и бронобойныхъ вые введена была въ Англии, где разработана снарядовъ). Въ 1873 г. Г. построена первая панцир была С. Плимсоллемъ, добившимся въ 1876 г. ная башня изъ закаленнаго чугуна, которая является законодательнаго признания обязательности ел для первообраэомъ последующпхъ усовершенствований всехъ брптанскихъ торговыхъ судовъ. Въ начале въ указанномъ направлеши. Кроме иэготовлешя X X в. введена была по предметовъ вооружения, заводъ Г. имелъ отделевле, степенно въ культурныхъ изготовляющее принадлежности для жел. дорогъ, ftAkJf. AH HJIf _ _ государствахъ. Въ Poccin мельницъ, прессовъ, подъемныхъ крановъ, машинъ 54 обязательность ея уста для обработки ыеталловъ, бумажной и суконной новлена была закономъ фабрично-заводской промышленности и проч. Осо 31 октября 1909 г., кото- б а я внимания заслуживаете фабрикащя колесъ, катковъ и валовъ изъ закаленнаго чугуна. Съ улучшешемъ техники стального производства за водъ иэменилъ характеръ своей деятельности. Съ 1880-хъ гг. Г. началъ разрабатывать системы скороЫ стрельныхъ пушеисъ, лафетовъ и установокъ для орудий, а также различнаго рода подвижныхъ и неподвпжныхъ стальныхъ башень. Съ 1893 г. за-» водъ перешелъ къ фирме Круппъ въ Эссене. l О б о в н а ч е н З я г р у з о в о й м а р к и п а б о р т * с у д н а . На ДВСБ^ ставятся вввщалы учреждения, раэсчатавшаго высоту надо однаго борта н устапоаввшаго Г. марву для давваго судпа (нарнсунв-Ь L R — Lloyd's Register, т.-е. Британский Ллойдъ). Сбоку—уроввв ватерлпнш въ вод-в различной плотности: FW (Fresh water)—въ •ptcuou вод*: US (India Summer)—ГБТОМТ. ВЪ Инд1йск. ок.; S (Sum mer)— л-втомъ (въ солевой вод*)- W (Winter)—эвмою (пъ солевой водв)*, WNA (Winter North. Atlantic)—звыою въ Овверномъ Ледовнтоыъ океан*. рымъ предусматривалось постепенное введете ея для судовъ раэличныхъ категорий плавашя. Г. марка состоитъ изъ диска съ горизонтальной чертой (дискъ Плимсолля), верхний край которой обозначаетъ предельную ватерлинию въ соленой воде; сбоку отъ диска находятся горизонтальныя черты, показывающий уровень предельныхъ ватерлиний въ воде различной плотности. Положение марки опре деляется разстоятемъ отъ черты, проведенной на борте противъ палубы судна. Г. марка наносится на каждомъ борте судна по середине длины судна. Разстояние между палубою п центромъ диска («вы сота надводнаго борта») определяется по особымъ таблицамъ, принципъ которыхъ состоитъ въ томъ, что" каждое судно, для безопасности плавания, должно грузиться такъ, чтобы надводный борть соответствовалъ запасу пловучести не менее 21— Г у о о ъ м о т судна—весъ груза, р з п д е н с ь поднимаемаго торговымъ судномъ при наибольшей! его осадке, или, что то же, разность водопзмещешй судна порожнемъ и при наибольшей его осадке. Г. исчисляется обычно въ английскнхъ тоннахъ (1 тонна равна 62,03 п.)- На чисто-грузовыхъ пароходахъ весъ перевозимаго груза составляетъ при мерно около / его полнаго водоизмещешя. Г у с о с л н е оз.—въ группе Мар з к е о я о нычекихъ соляныхъ. оз., въ Земле Войска Донского, въ Донскомъ окр., въ 2 в. отъ прав, берега р. Маныча, дл. Г. оз. до 7 в., шпр. 1 в., гл. до 1 арш. Соль добывается казаками для рыбнаго промысла. Гряэевыл целебныя ванны (отъ застарелая ревма тизма, сыпей и ЯЗБЪ). Темп, ваннъ 45° — 50°. э э рости—см. Железнодорожное право. Грузька—торговое и промышленное с. Елизаветградскаго у. Херсонской губ., при р. Г. За селено въ половине X V I I I ст. молдаванами, а за темъ здесь поселились малороссы. 4216 жит. (1897). Школа. Мельницы. Г у ч (Грубил), Н и к а н о р ъ - М и л у т и н ъ — р и ъ сербский писатель (1810—87). Учился въ карловицкой духовной семинарш и принялъ монашество (1841). На бурной майской скупщине 1848 г. Г. выделился ре чами за права сербовъ въ Венгр1и и избранъ былъ Грузы большой и и а о ско л й