
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
527 ГОСУДАРСТВО 528 можно. Въ твхъ случаяхъ, гд* дёло идетъ о мно продолжателями аристотелевс1;ихътрадищй. Класспжестве сложныхъ объектов*, классификация является фпкащя Аристотеля до сихъ поръ въ науке госу первымъ и самымъ необходимымъ пр1емомъихъ изу дарственнаго права пользуется наибольшей популяр чение. Приковывая внимаше къ сравнительно неболь ностью. Обращаясь къ ея раземотрешю по существу, шому числу предметовъ илп явлешй, охватываемых* необходимо начать съ указание на то, что противопо одною группой, ограничивая экстенсивность наблю ставление правильны» формъ неправильнымъ харак дения, классификация гЬмъ самымъ увеличиваетъ теризуете содержаше государственной деятельности, его интенсивность. Она увеличиваетъ число обобще а не форму государственнаго устройства. Поэтому въ ний, открываете единообразий, въ хаос* случайно классификации государствъ п о ф о р м е п р а в л е стей улавливаете причинную связь. Мышлений, го н и я ему нетъ п не можете быть места. Аристо ворите Джевонсъ, было бы невозможно практически, телевское представлеше о правильной форме пра если бы каждый отдельный факте нужно было вления соответствуете идее надклассового Г. совре мыслить и разбирать отдельно. Только примене менной политической мысли. Въ отлнч1*е отъ идеа листа Платона, Аристотель является величайшимъ н къ д л класспфицирующихъ и обобщающихъ о еу способностей даетъ человеческому уму возможность эмпприкомъ древностп; онъ удивнтеленъ и веллкъ справиться до некоторой степени съ безконечнымъ въ понимаши н описанш существующаго. Между энсломъ пзучаемыхъ явлений. Для того, чтобы отве темъ, политическая жизнь древней Грёщи предста тить своему назвачешю, классификация должна быть вляла собою непрестанную борьбу сощальныхъ исласе с т е с т в е н н о й илп научной,—т.-е.построенной не совъ, иэъ которыхъ то одни, то друпе захваты на случайныхъ, а на существенныхъ п основныхъ ваюсь власть въ свои руки и распоряжаются сю признакахъ. По словамъ Милля, самый богатый' въ своихъ интересахъ: олигархия сменяется демо источникъ заблуждений—плохая классификация, со кратией, д е м о к р а т тнрантей, тнраншл опять оли е поставлений въ одну группу и подъ одно назваше гархией и т. д. Поэтому Аристотель, въ д й явлешй, не обладающих* общими свойствами, или ствительности, правнльныхъ формъ Г. не знаете. По обладающихъ исключительно такими, которыя слиш справедливому замечанш Монтескье («Духъ Зако комъ маловажны, чтобы дозволить сколько-нибудь новъ», кн. X I , гл. I X ) , велииш замешательство Ари ценныя обобщешя относительно класса. Одни и т стотеля, когда онъ описываете природу монархии. е же предметы и явлешя могутъ и должны быть Изучая многочисленный разновидности монархии л классифицируемы раэличнымъ образомъ въ зависи («Политика», кн. I I I , г . 9 и сл.), онъ не указываете мости отъ того, какую цель себе поставплъ изеле- среди нихъ ни одной настоящей монархии,—т.-о. дователь. Классификация Г. по форме правление MOHapxiu, какъ правления одного въ интересахъ имеете своею целью характеристику ихъ, съ точки всего народа. Такая монархия остается для него зрешя в н е ш н е й с т р у к т у р ы государственной темной загадкой, и такой же темной загадкой оста властп. Моменты, характеризующие материальное ются друпя, такъ назыв., правильный формы госу содержание, характеръ ИЛИ направлеше государ дарства,—apucTOicpaTifl и полнтия. Въ сущности, ственной деятельности, въ понятий формы правления Аристотелю известны два только основныхъ типа никопмъ образомъ не входятъ. Равнымъ образомъ, государственнаго устройства, — демоиератия (т.-е. въ понятие это не входятъ моменты, характери охлократия) и олигархия; ПОЛИЙЯ и аристократия зующие соииальную природу Г.: вопросъ о преобла- являются не чемъ пнымъ, какъ смешешемъ, въ дающемъ влиянии того илп иного общественнаго различной дозировке, олигархпческихъ и охлокракласса не находится въ прямой и непосредственной тическихъ началъ («Политика», кн. IY, гл. 5,6,7 и 9). связи съ вопросомъ о форме правления Г Творцомъ Обращаясь къ аристотеловсисой класенфпкащп Г. по . первой научной классификации Г. является Аристо числу правителей, необходимо отметить, что, по тель («Политика», I I I , 3, 4, 5). Его классификация своему существу, она является не столысо классипостроена на двухъ началахъ.—на числе правите фшеащей Г. по форме правлешл, сколько по ихъ лей и на характере власти. По числу правителей сощальной структур-в. Обыишовспно классификацию •Аристотель различаете три вида Г: правление Аристотеля упрекаюсь въ чрезмерномъ форма . одного, правлений меньшинства и правление боль лизме, сравнивают* ее съ линнеевской классифпшинства. По характеру власти, онъ делите Г. на кащей растенШ по числу тычино1съ. Числовое на д е группы, — на правильный и неправильный чало, положенное въ ея основу, является внешв (извращенный) формы правлевия,—въ зависимости ннмъ и несущественнымъ признаком*: не все ли отъ того, какимъ образомъ осуществляется вер равно, кому въ Г., состояшемъ изъ двадцати тысячъ ховная власть: въ интересахъ ли органа этой власти, гражданъ, принадлежите власть,—одиннадцати или или въ интересахъ государства, какъ целаго. Та девяти тысячам*? Возражеше это было, однако, предусмотрено самимъ Аристотеломъ: осповнымъ кимъ образомъ, получается следующая схема: принцнпомъ его классификащи является не столысо число правителей, сколько ихъ социальный хараисHpaB.ieuie Цравлешо npaajeuie теръ. Тотъ признаисъ, что верховная власть нахо одного. вемнопаъ. большинства. дится либо въ рукахъ большинства, либо въ ру арнстовра.тш Правнльв. формы полная монархш кахъ меньшинства, является, по словамъ Аристо Нспрввпльн. » тпраишя олягарх1я демократия теля, прнзнакомъ случайнымъ; настоящнмъ признаСо времени Полибия для правильной формы пра вления большинства устаповилось название демо комъ отличи олигархш и демократии служатъ бо д кратий, для неправильной—охлократии; терминологий гатство и бедность; вотъ почему тамъ, г е власть эта остается общепризнанной до спхъ поръ. Класси основана—безразлично у меньшинства или боль фикация Аристотеля всецело усваивается Цицеро- шинства—на богатстве, мы имеемъ дело съ олигард номъ; последний различаете правильный формы xiefi, а г е правятъ неимущие, тамъ предъ нами демократия. По общему правилу имущественное правления—regnum, optimatium arbitrium, popularis civutas, отъ неправнльныхъ—dominium, factio, благосостояше—у немногихъ, а свободою пользу turba et confusio. Схоластическая фнлocoфiя средне ются все граждане, п на этихъ-то принципахъ (т.-е. вековья и, подъ ея вл1яп1ем £, публицистика новаго на принципахъ богатства и свободы) олигархи и времени въ учении о формахъ правления остаются демократы и основываюте свои притязания на верными аристотелевской триаде. Монархомахи власти, въ государстве («Политика», кн. I I I , гл. 5, § 7). 1 , X Y I в., противополагая монархии тнранни'ю, являются