
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
171 ВЕРОТЕРПИМОСТЬ 172 стна къ церкви следующими словами: «въденш верховной власти подлежатъ одинаково, въ сфере какъ светскпхъ, такъ и духовныхъ интересовъ, одни только поступки людей, отнюдь не мыслп и не внешние ихъ выражения въ слове». Въ главе X I X этого трактата Спиноза старается установить тотъ пзглядъ, что всякая релипя, независимо отъ того, является ли псточнпкомъ ея внутреншй светъ пли прямое божеское откровеше, тогда лишь приобре тает* обязательный характер*, когда онъ прпзпанъ будетъ за нею государственной властью. Отсюда тоть дальнейший выводъ, что государственной власти принадлежптъ и регулирование внешняго культа, въ полномъ соответствии съ основнымъ требовашемъ— сохранения мира и самаго государства. «Эта высшая цель, которой должны быть подчинены все действие лиодей, можетъ служить критернемъ того, безбоженъ ли тотъ или другой поступоисъ, или нетъ; онъ безбоженъ въ томъ случае, если, даже заислючая въ себе милость къ ближнему, онъ въ то же время грозитъ опасностью для государства». Наоборотъ, поступокъ, немило сердный къ ближнему, не можетъ считаться безбожнымъ, разъ онъ служить ко благу государства. Для примера Спиноза ссылается на убийство Манлпемъ (Торкватомъ) своего сына. Н а какой сисользшй путь вступает* тотъ, кто. подобно Сппноэе, подчи няет* вопросъ о свободе мыслп и совести соображениямъ государственной пользы, явствуетъ изъ того, что, несмотря на признание за государственной властью одного лишь права осуждать поступки людей, Спиноза, темъ не менее, считаетъ воэможииымъ преследований ею пзвестныхъ мнешЙ, каисъ мятежныхъ и потому заключающпхъ въ себе прнзнаиси не простого разсуждення, но действие. Итак*, Спинозу нельзя отнести исъ числу неогранпченныхъ ревнителей свободы совести. Онъ признавалъ ее только въ смысле свободы веры, но не въ смысле свободы культа и еще менее въ смысле свободы проповеди. Не далее этого шла и Голландне его вре мени. Католики, въ частности, пользовались въ ней терпимостью, но не религиозной свободой. Вторымъ государствомъ, въ которомъ было признано, также съ известными ограничениями, начало свободы совести, была Англ1я. Релипозныя преследования противъ отщепенцевъ отъ исатолицизма, последователей Виклефа или такъ назыв. лоллардовъ, начались впервые при Ген рихе I Y пзданпемъ парламентомъ статута «De haereticos comburendo» (о сожжение еретпковъ). Статут* этотъ пзданъ былъ въ 1401 г. Когда возникла въ Англии, по причине лнчпыхъ несо гласий Генриха Y I I I съ папою, а н ш й с к а я рефор мация, статут* о еретикахъ примененъ былъ исъ католикамъ, и на костеръ былъ возведенъ въ числе других* знаменитый авторъ «Утошп», Томас* Моръ. Въ 1536 г. изложены были Генрихомъ Y I I I дог маты новаго англиканскаго вероисповедание; никому изъ подданныхъ не дозволено было уислоняться отъ нихъ. Въ то же время оффициально было объявлено, что всякаго рода доистрины и обряды, не основанные на авторитете Бнблие, должны признаваться суеве риями и заблуждениями. Таисимъ образомъ, отисрыта была дверь для свободнаго толкование Священнаго Писания. Генрихъ Y I I I повелелъ, чтобы въ каждомъ храме помещенъ былъ английсиий переводъ Библие, сделанный ревностнымъ протестантомъ Внльямомъ Тинделемъ, сожженнъимъ императоромъ Карломъ Y. Такая мера, очевидно, должна была содействовать распространение въ массах* знакомства съ Священнымъ Писаннемъ, свободное толкование котораго и сделалось псточниисомъ развития сеистъ. Преследо вание ихъ отиерылось въ царствование Эдуарда Y I , при которомъ завершено было дело английской ре формации, отменена католичесисая месса и введенъ въ употребление первый молнтвеннписъ, обязательный при совершение литурпн и церковныхъ требъ. Всего больше потерпели последователи протестантизма, безъ различия англиканства и другихъ сеистъ, при возстановлети католичества, какъ государственной церкви, дочерью Генриха Y I I I , Mapiefi Жестоисой. Еретиковъ стали жечь на кострахъ, приблизительно по 10 чел. въ месяцъ. Въ числе сожженных* оказа лось не мало и епископовъ, въ томъ числе apxiennскопъ Крамеръ, блнэкайпиий исполннтель'церковиых* мероприятий Генриха Y I I I . ВоцарениО Елпзаветил сопроволсдалось торжествомъ англиканства. Е я ближайишй советнписъ, Внльямъ Сесиль, былъ однимъ изъ выразителей той слагавипейся партии полнтиковъ, которая, допуская свободу впутренняго суждения, считала нужнымъ, въ интересахъ спокойствие госу дарства, дозволять публичное отгшавлеше культа только господствующей церковью. Ради соблюдения общественнаго порядка необходимо,—думалъ Се силь,—чтобы подданные государя-главы цериевн при сутствовали при богослужение, совершаемомъ въ храмахъ господствуиощей веры. Историк* Гринъ ста рается доказать, что въ этомъ отношении королева Елизавета вполне разделяла точку зрение своего государственнаго сеиеретаря. Воспитанная более въ пдеяхъ итальянскаго возрождение, чемъ въ духе ре формации, Елизавета мало интересовалась религиоз ными проблемами, занимавшими ел современни ков*; оне казались ей не тольисо непонятными, но и несколько смешными. Она питала равное пре зрение и къ с у е в е р ш католиисовъ, и исъ ханжеству протестантов*. Тотчас* же после ел восшествие на престол* преиератнлнеь религиозный преследовашя. Во все время ея долгаго царствование, за исислючешемъ нескольких* анабаптистов*, которыхъ неспра ведливо обвиняли въ хуле на Бога и съ ббльияимъ основанием*—въ посягательстве на пирава монарха, нп одинъ сеистаптъ пе понесъ уголовной кары. Ели завета не хотела слышать о томъ, чтобы лиодей призывали исъ ответу за пхъ убеждение. Сеснль въ праве былъ сказать, что всяктй англичанинъ пользуется свободой веры. Но это не равносильно праву открытаго ея исповедания. Религиозная сво бода въ томъ смысле, какой? мы придаемъ ей ныне, т.-е. связанная съ свободой культа и проповеди, на шла поборниковъ въ Англпе прежде всего въ той сеистЬ, которая подвергалась наибольшим* пресле дованиям*: первые траистатьи, написанные въ пользу ея п р и з н а т я , вышли нзъ среды анабаптнетовъ. Они появились при преемниисе Елизаветы, 1акове I , ревностномъ богослове. Его и з р е ч е т е : «не будетъ епископа, не будетъ и короля», катсъ нельзя лучше показываетъ то политнчесисое значение, какое онъ придавалъ сохраненш англиисансисой епископальной церкви. Ошибочно было бы, однако, считать 1акова сторонншеомъ релипозныхъ преследований; онъ открыто заявлллъ, что ни одно государство не пред ставляетъ примера истребления изресн силою меча. Правъ былъ Гамалиилъ, сказавъ: «если вера отъ Бога, она процветет*, если отъ человека, она сама собоио придет* къ исонцу». Первый траистатъ, по священный проповеди релнпознаго мира, дости гаема™ съ помощью свободы совести, ииаписанъ Бушеромъ, гражданиномъ Лондона, нъ 1614 г. Вторич ное его издание (1646) относится улсе исъ эпохе междо усобной войны Карла I съ парламентомъ. Каисъ и во всехъ траистатахъ подобнаго рода, Булиеръ прежде всего задается мыслью о томъ, имеются ли въ догматахъ, проповедуемых* различными протестантсисимп толками, таиспО, исоторые препятствуют*