
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
805 Вотяки—ВОУВЕРМАНЪ 806 держивается язычества. Несмотря на это, обрусете В. идетъ быстро. По словамъ Хомякова, по нижнему течешю р. Чепцы целыя чпсто-вотяцшя волости говорятъ по-русски. Антронологпчесюй типъ В. до сихъ поръ еще недостаточно пзученъ. Роста они нпже средняго (по Мал1еву—162 см., по Тезякову—164,6 см.); тъмюсложешя, по словамъ однихъ авторовъ,—кр*пкаго (Оспнсше В.), по сло вамъ другихъ — хилаго ИЛИ средняго; въ боль шинстве—шатены со смешаннымъ цвт»томъ глазъ, но нередко встречаются и брюнеты съ карими гла зами; рыжихъ и блонднновъ мало. По форме че репа они относятся къ коротковатоголовымъ (subbrachycephales), съ головнымъ указателемъ ок. 82,0; брахицефаловъ встречается ок. 70°/ , мезотпцефаловъ 20%, долпхоцефаловъ всего 10%. Лицо у В. плоское и широкое, носъ обычно прямой, иногда слегка горбатый, реже вогнутый; . уши болышя, сильно оттопыренный. Живутъ В. преимущественно хлебопашествомъ; лесной промыселъ, охота и пчело водство являются побочными занятиями. Оруд1я зомледел1я, пчеловодства и охоты отличаются при митивностью. Зимнее жилище В. состоитъ изъ рублоныхъ избъ въ две небольшихъ размеровъ поло вины съ сенями посредине. Много места зани маетъ печь (особенно въ курныхъ избахъ), съ вмазаннымъ передъ топкою котломъ, служащимъ для приготовления цищи и для мытья белья, а также нары (постель). Въ избахъ очень грязно, особенно зимой, когда въ пзбе живутъ куры, ягнята, телята и доятся коровы. Въ общемъ В. строятъ своп избы по типу избъ жнвущнхъ по соседству татаръ пли русскихъ. Во дворе имеется шалашъ (куа, куала)—легкая постройка пзъ тон кихъ бревенъ, безъ оконъ, пола, потолка и печи, съ крышей изъ дранья. Куала служитъ летнимъ жилищемъ и местомъ жертвоприношетй. По сре дине подвешенъ котелъ для варки лсертвеннаго мяса; летомъ тутъ варится и другая пища. Дворъ застроенъ рядомъ хозлнственныхъ построскъ. В. живутъ большими семьями, состоящими нередко изъ 20 и более человекъ. Домашняя утварь п по суда В. преимущественно деревянная; некоторый вощи, напр., ковши, сделаны довольно искусно, но значительно уступаютъ черемисскпмъ и чувашскпмъ. Мужская одежда В. состоитъ пзъ белой холщевой или пестрядиной рубахи и такихъ нее штановъ; под поясывается рубаха тесемкой, на которой впеитъ кожаная сумочка съ принадлежностями для высЬкашя огня.' Верхняя одежда летомъ состоитъ изъ круглаго кафтана пзъ домашпяго сукна или сукманины; головной уборъ—какъ и некоторый друпя части костюма—заимствованъ отъ татаръ или рус скпхъ; руссше сапоги илп вотск-io съ острымъ носкомъ; лацти местами заменяются татарскою обувью. Костюмъ вотячекъ сильно видоизменяется въ зави симости отъ вл1яшя соседей: онъ состоитъ обычно изъ льняной или пеньковой белой сорочки съ вы шивками на рукахъ; поверхъ рубахи надевается холщевый же белый кафтанъ, подъ которымъ на груди носится вышитый нагрудннкъ. Голову жен щины повязываютъ полотонцемъ съ расшитыми концами пли покрываютъ троугольнымъ платкомъ; девушки носятъ белый вязаный колпакъ пли т а к 1ю—шапочку, украшенную серебряными моне тами. Женщины посять разнообразный шейныл укратешя, браслеты и пр. Пища В. зависитъ отъ ихъ занлтлй: хлебная — въ местахъ земледельчеекпхъ, животная — где развита охота. Любпмымъ и, вместе съ темъ, священнымъ наппткемъ является кумышка—неочищенная, съ большой при месью сивушнаго масла," водка, грязно - желтаго 0 цвета. Родовой строй В. хорошо сохранился до настоящаго времени. Разнообразный черты родового быта ярко выражаются въ целомъ ряде релипоз ныхъ обрлдовъ (культъ воршуда), въ свадебныхъ обрядахъ и проч. При полной свободе половыхъ отношешй девушекъ до брака, по выходе замужъ вотячки становятся верными женами. Бракъ совер шается какъ путемъ купли (уплатой калыма), такъ и уволокомъ. Въ некоторыхъ обычаяхъ и песпяхъ проскальзываютъ следы коммупальнаго брака и гостепршмнаго гетеризма. Интересны погребальные и друпе обряды В. Пантеонъ В. весьма обширенъ: домовой (корка муртъ), конюшонный (гондыръ муртъ), банншеъ (тэди муртъ), овннникъ (обннь муртъ), живушДй въ развалинахъ (вожо муртъ), бо жество, охраняющео поля отъ птицъ и насЬкомыхъ (межа утпеъ); множество нюлесъ-муртовъ жи вутъ въ лесахъ; въ рекахъ п озерахъ ву-мурты, лудъ-мурта въ поляхъ и т. д. Изъ всехъ этихъ духовъ выделяются Ннмаръ и Квазь: они, попптимому, тожоствонны по своей природе и кругу дея тельности: оба являются въ глазахъ В. одухотворсннымъ небомъ, оба располагают^ громомъ и молшей. Местами рядомъ съ Инмаромъ является Кылдыспнъ, даюшдй душу прп рождошн, оборогаюиий уро жай, устраиваюшдй земное счастье людей и проч. Особенно развить культъ Воршуда и Мудора — родовыхъ болгествъ В.—Uutnepamypa: Н. М а л 1 о в ъ , «Мат. для сравнительной антропологии («Труды общ. естеств. прп казан, унив.», 1874); А. В е р о щ а г п н ъ , «В. Сосновскаго края» (СПБ., 1887, «Зап. И. Р . Геогр. Общ.», т. X I V , в. 2); о г о же, «В. Сарапульскаго у.» (тамъ же, вып. 3, СПБ., 1889); И. П. С м п р н о в ъ , «В. Ист.-этнограф.очеркъ» («Изв. Каз. Общ. Археол., Ист. и Этн.», т. V I I I , вып. 2. Казань, 1890, библ.); Н. Т е з я к о в ъ . «В: БольгаеГондырской волости» (Чорнпговъ, 1892); М. М. Х о м я к о в ъ , «О крашологнческомъ тине чепоцкпхъ В. въ связи съ общимъ развилемъ вотской народ ности» («Труд. Общ. Ест.при И. Каз.Унив.», т. X L I I I , вып.3;биб.110граф1я);F. W i e d e m a n , «Grammatik der wotjak. Spracbe» (Ревель, 1851); V. W i с hгаa n n, «Wotjakische Sprachproben* («Journ. de la S o ^ t 6 Finno-Oujrr.», X I , 1, Гельсиигфорсъ, 1901); J. Wa¬ s i 1 ie v, «tJebersicht Uber die heidnischenGehrluche, Aberglauben u. Religion d. Wotiaken in d. Gouv. Wiatka u. Kazan» («M£moirs de la Soc. FinuoOugr.», X X V I I I , Гсльсингф., 1912). Много статой имеется въ журн. «Этнограф. Обозреше» (см. въ указателе къ этому журналу, составл. Кулнковскнмъ). С. Руденко. В о у в е р м я п ъ (Wouwerman)—семейство голландскихъ живописцевъ. 1) Ф и л и п п ъ В. (161Э— 1668), ученикъ своего отца, Паулуса В., Питера ванъ Лара и, монсетъ-быть, Яна Вейнантса, нзображалъ преимущественно военный сцены, игры, охоты, кавалькады. Лошади играютъ важную роль въ его' картннахъ, въ особенности, по требовашлмъ коло рита, белая лошадь. В. превосходно пзображалъ этихъ лшвотныхъ; фигуры охотниковъ, воиновъ, знатныхъ дамъ въ разпообразныхъ и нарядныхъ костюмахъ въ картинахъ В. также выдаются по зна чение и исполпсипо. Пейзажъ часто имеетъ столь жо^важное зпачешс, какъ и фигуры, и наппсанъ всегда прекрасно, съ выработкой первыхъ плановъ, съ мастерской воздушной перспективой и коло ритно. Картины В. персноелтъ зрителя въ жизнь и обычаи голландцевъ X V I I в. Разсматрпваемыл въ совокупности, оне несколько однообразны. Причнпой тому чрезвычайно большое число наппсанныхъ имъ картинъ (до 800), посвященныхъ почти исключи тельно тесной области военныхъ сценъ," охотъ и 26*