
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
935 ВЛАДИМ1РЪ СвЯТОСЛАВИЧЪ—ВЛАДИМ1РЪ ЯРОСЛАВИЧЪ 936 позднейшей вставкой въ древнейппй летописный сводъ (Шахматов*), не подтверждается другими извест'лми и не правдоподобна; она составлена по аналопи съ библейской истор1ей Соломона и для оттёнешя контраста съ последующей христианской жизнью В. (Костомарову Голубинсшй). Въ обно влен] н лзыческаго культа иные ученые (Соловьевъ, Завитневнчъ) впдятъ результатъ реакцш язычества противъ xpucTiaHCKiixb тенденций и терпимости временъ Ярополка. Друпе признаютъ и въ этомъ пэвестш преувеличеше. Главной темой ученыхъ нзыскашй является крещеше Руси. Извеспе о приходе посольства является, повндимому, отдельиымъ скаэашемъ, входившнмъ, по Шахматову, въ дрсвнейшШ летописный сводъ. Самое содержаше речей пословъ и В. признается пэмышлешемъ ав тора сказашл; голый фактъ прихода пословъ од ними отвергается какъ неправдоподобный (Косто маров^, другими признается возможнымъ (Голубинсшй, Соловьевъ) и ставится въ связь съ полптпческпмъ положешемъ восточной Европы и перед ней Азш (Завитневичъ). Речь «философа» одни считаютъ переводомъ речи мпссюнера, большин ство — позднейшей компнлящсй. Йзвестф объ испытаны веръ, подвергнутое уничтожающей кри тике по существу (ГолубинсшЙ, Костомаровъ), при знается позднейшей вставкой въ древнейний сводъ (Шахматовъ). Авторомъ его могъЧ5ыть грекъ. Со хранившееся греческое извеспе о приходе изъ Руси пословъ въ Царьградъ для испыташя веръ, на которое ссылался Карамзинъ, оказывается позд ним* пэмышлешемъ (Голубпнсшй). Согласно древ нейшему своду (въ реконструкции Шахматова) В. крестился въ Шеве после проповеди фнлооофа (И87). Этотъ взглядъ известенъ и составителю «Попести временныхъ летъ», который предпочел* такъ паэып. «Корсунскую легенду», повествовавшую о крощенш В. въ Корсуни, и внесъ ее въ «Повесть», lib пользу крещешл В. именно въ Шеве и въ 987 г. говорить многое. Походъ на Корсунь долго оставался необъяснимыми Костомаровъ отвергалъ его, но неосновательно. Объяснеше Карамзина—В. шелъ «завоевать веру» — несостоятельно; немно гим* лучше объяснеше Голубинскаго—В. пошелъ въ походъ, чтобы добыть iepapxiro и цивнлиэаторовъ Руси. Объяснеше, повндимому, даютъ гречесшя дела. Въ конце 987 г. въ Впзантш возсталъ противъ императоровъ полководецъ Варда Фока, едва не овладевппй престоломъ. Императоры заклю чили союзъ съ В. на условш присылки В. вспо могательная отряда и выдачи за него замужъ ца ревны Анны, после принятая имъ хрисланства. Вотъ это последнее услов1е (приняие хрислан ства) является какъ-будто единственнымъ существеннымъ протнвореч1емъ гипотезе о крещенш В. уже въ 987 г. Можно думать, что осада и в з я т Корсуни былп вызваны отказомъ имиераторовъ исполнить услов1е о браке В. и Анны, а самая осада относится къ 989 г. Прн этомъ бар. Ро зен* относить крещешо ко времени после вэятш Корсуни, а Васнльсвсшй—къ 987 г. Истолковаше прпчпнъ перехода В. въ хрисианство вызвало среди ученых* полемику. Слабо объяснение митрополита Филарета—покаппное настросше братоубийцы п развратника В. Недостаточно объяснеше Соло вьева—бедность и безеодержательность язычества. Общими причинами, повндимому, были тёснал связь Руси и Византш, постепенное проникновеше хрисланства въ русское общество, образоваше въ Шеве влштельной христианской общины; лично на В. влшлп впечатлешл детства (княгиня Ольга), можетъ - быть, общешо съ женами х р и с т н к а м и (Голубинсшй). Повенчавшись съ царевной, В. привезъ изъ Корсуни въ Шевъ священннковъ, КНИГИ, утварь. Крещеше шевллнъ произошло въ 989 или 990 г., можетъ-быть, по внешней обстановке такъ, какъ разскаэано въ «Повести». Несомненно, но вая вёра встречала некоторое сопротивлеше, о которомъ молчать источники. Только про Новго роду мы энаемъ иэъ такъ назыв. летописи 1оакпма, что тамъ дело не обошлось безъ вооруженной борьбы. Хриспанство распространялось въ Руси прн В. мед ленно. Существовали ли прп немъ руссше митропо литы—вопросъ нерешенный. Друпя извесля о вре мени В. большею частью достоверны, хотя не ли шены легендарныхъ подробностей и создались подъ вл]*яшемъ народныхъ предашй и песенъ. Эпоха В. была временем* большого культурнаго развитш Шевской Руси, но следы его въ нсточппкахъ скудны. Личность В. далеко не выяснена. Одни считают* его гешемъ, Петром* Великим* древней Руси, ставят* его даже выше Петра; друпе отрицают* в* немъ черты гешальностн. У В. были сыновья: Вышеславъ, Изяславъ, Ярослав*, Всеволодъ, Мстислав*, Станиславъ, Святославъ, Борись, Глёб*, Позвнздъ, Судиславъ; двенадцатый, Святополкъ, былъ соб ственно сыномъ Ярополка.—И с т о ч н и к и. «Полное Собрате русскихъ летописей», главнымъ образом*, тт. I — I I I и Y I I I . Друпе источники изданы наи более доступно Голубинскнмъ («Исторш русской церкви», 1,1). Важное письмо зап.-евр. миссшнера Брунона напечатано Гпльфердингомъ въ «Русской Беседе» (1856, № 1). Литература громадна. Хо рошей бпблюграфш нет*. См. А. А. Ш а х м а т о в ъ , «Розыскаш'я о древнейшихъ русскихъ летописныхъ сводахъ» (СПБ., 1908; здесь напечатанъ гипотетичесшй древнейний летописный сводъ 1039 г. въ редакцш 1073 г.); его же, «Корсунская легенда» («Сборникъ въ честь Ламанскаго», т. I I ) ; З а в и т н е в и ч ъ , «Владим1ръ св. какъ политически! дея тель» («Владпм1рсшй сборник*»; Шевъ, 1888); К о с т о м а р о в ъ , «Предашя первоначальной русской летописи» («Монографии, т. X I I I ) ; В а с и л ь е в с к и й , «Труды», изд. Ак. Н., тт. I — I I ; Бар. Р о з е н ъ , «Императоръ Baciuifi Болгаробойца». Новейппя ра боты Н. К. Н и к о л ь с к а г о и М. Д. П р и с е л к о в а еще не опубликованы. Алексий Елачичъ. В л а д и м ! р ъ С в я т о с л а в и ч ъ —кн. ря занский. По смерти отца своего Святослава Яро славовича, кн. муромскаго (1145), В. Святосла вичъ, обиженный дядею Ростнславомъ Ярославичемъ при распределен]*!! волостей, бежалъ въ Нов городу СеверсшЙ къ кн. Святославу Ольговнчу, ко торому и помогалъ въ борьбе его противъ Изя слава Мстнславнча, кн. шевскаго, союзника Рости слава. Вероятно, съ помощью IOpin Долгорукаго или Святослава Ольговича В. добыл* у дяди Рязань, где и умеръ въ 1162 г. В л а д н м 1 р ъ Я р о с л а в и ч ъ — к н . галицшй, единственный сынъ Ярослапа Осмомысла отъ Ольги, дочери IOpifl Долгорукаго. Род. въ 1151 г. Отноше шя Ярослава к* жене и сыну были до того дурны, что В. вместе съ матерью въ 1173 г. бежал* къ ляхамъ. Галичане привели Ярослава ко кресту «яко ему имети княгиню (т.-е. Ольгу) въ правду», любов ницу его сожгли, а сына ея Олега отправили въ эаточсн1е. В. возвратился въ Галич*, по отношешя его къ отцу стали еще хуже, п въ 1174 г. онъ убежалъ, но иэъ Чернигова былъ возвращенъ къ отцу. Въ 1183 г. Ярославъ выгналъ В . пзъ Галича; но принятый въ ряде городов*, он* нашелъ убежище у Игоря Святославича сЬверскаго, который чрезъ два года примнрилъ В. съ отцом*. Незадолго до смерти (ум. въ 1187 г.) Ярославъ далъВ. Персмышль,