
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
753 ВИРА—ВИРАДЖЪ 754 в*стный американский публицистъ и крптикъ (1819— 86). Статьи его вошли въ сборники: ^Character and Characteristics of Меш>; «Essays and Reviews*; «Literature and Life*; «The Literature of the Age of Elizabeth*; ^Success and Conditions:*. Поел* его смерти вышли: eAmerican Literature*; «Outlooks on Society» и ^Recollections of Eminent Men*. Въ сочпнешяхъ В. можно найти характе ристику почти всехъ выдающихся авторовъ Америки и анипйскихъ писателей века Елизаветы.-Въ свое время онъ считался въ Америк* первымъ критикомъ. Въ своихъ статьяхъ по политическимъ и сошальнымъ вопросамъ онъ всегда выдвигаетъ мо ральный элементъ и внутреннюю, философскую сущность обсуждаемаго предмета. В и р а ( в е р а , иногда вина)—одинъ изъ тер миновъ древняго русскаго права, встречаюшдйся въ памятникахъ Невской и московской Руси. Впервые В. упоминается въ «Повести временныхъ лете» подъ 996 г. (Лавр. лет., стр. 124): по совету епископовъ Владимир! «отвергъ виры, нача казнити разбойникы». Въ X I I в. летопись упоминаетъ, что княжеCKie чиновники утесняютъ народъ вирами и продадсами. Наиболее полно понлтае о В. выясняется въ «Русской Правде» и некоторыхъ памятникахъ московской Руси. Въ уставной грамоте рыболовамъ, крестьянамъ и оброчникамъ Борисоглебекой сло боды 15 августа 1584 г. читаемъ: «учинитца у нихъ душегубство, а не доищутца душегубца, и они дадутъ нашимъ наместпнкомъ ярославскимъ за голову че тыре рубли; а доищутца душегубца, и они его да дутъ нашимъ наместпнкомъ и ихъ тауномъ, а рыболовомъ и оброчннкомъ въ томъ в е р ы и п р о д а ж и нетъ». Въ уставной грамоте Белозерской волости 1488 г. термппъ в и н а употребляется въ смысле В., какъ слово равнозначащее. Древнейшей формой воэмоздш за y6ificTBO была кровная месть, о которой помнить и «Русская Правда». Кровная месть сме няется денежнымъ платежомъ, начинаясь съ платежа лишь при отсутствш мстителя и обобщаясь въ единую меру наказашл ко 2-й половине X I в. Въ X в. В., какъ денежное воэмезд!е, воспрещается въ случаяхъ открытаго разбоя: вместо того, князь казнить, т.-е. применяете потокъ и раэграблеше; тогда же В. об ращается въ платежъ въ пользу князя. При Ярославичахъ создается В. въ 80 грпвенъ эа княжого мужай 40грнвенъ за лгодина,что продолжается и въ X I I в. Платежъ въ 40 гр. первоначально—савкщя охраны члоновъ княжого двора-огнпща, распространенная по мер* развитая роли князя, какъ охранителя об щаго мира, до значенш виры, какъ государствен ной кары за всякое уб1йство. Каждое y 6 i f i c T B 0 стало караться В. въ пользу князя, а убШство кня жого мужа двойною В . Прп платеже В. князю въ 40 или НО гривенъ особо уплачивается головниче ство семье убитаго; размЬръ головничества въ «Рус ской Правде» не определяется, но въ уставныхъ грамотахъ московской Руси встречаем! иногда укаяаш'е, что вина (т.-е. головничество) уплачивается «противу В.», т.-е. въ томъ же размере. Кроме того, «Русская Правда» знаетъ также п о л у в и р ь е въ 20 гривенъ (ст. 20), въ случаяхъ, когда обру бите руку, ногу, носъ, или глазъ выколюте; на ряду съ платожемъ полувирья князю, потерпевшему упла чивают! въ то же время 10 грпвенъ за увечье. «Рус ская Правда» говорите е щ е о « д и к о й » или « в е р в ь ной» В., которую платила вервь. Членъ верви соответственно раскладке вносилъ свою часть; уб1йца, кроме техъ случаевъ, когда онъ подлежалъ безусловной выдаче князю, платилъ головничество одинъ, а въ платеже В.—лишь причитающуюся на него часть. 15—17-ая статьи сРусской Правды» гово рить затемъ о «по к л е п н о й » вире, когда y6ifiua не накрыть на месте преступлешя. Чиновники, собиравппе В., содержались за счетъ населешя; по мимо определенная содержашя вирники взимали пошлины съ В., а вместе съ ними отроки и метельники; вирный пошлины взимались отдельно отъ судебныхъ. Если иметь въ виду высоту В., обязанность содержать вирниковъ съ отроками и метельниками, уплачивать, кроме того, особо вирныя и особо су дебный пошлины, а равно злоупотребленш чиновпиковъ, то легко представить себе всю разорительность системы взнмашя В. Нормы платежей В. въ 80, 40 и 20 гривенъ представляют! определенную скалу взы с к а в й, которую знаете не одна шевская Русь, но и скандинавешй север!. Упоминание о В. в ! 40 гри в е н ! представляется более ранним!, чемт» упоми нание о таковой В ! Швещи и Норвепи в ! 40 ма рок!. Самое цроисхождеше слова В. спорно, но значеше В., к а к ! пени, взимаемой* в ! пользу госу дарства, в ! противоположность частному вознаграждешго (головничеству или вине) сохранилось явственно до последней минуты ея существовашя.— См. литературу о «Русской Правде» и 1-ый томъ сборника: «.Шевская Русь» в ! «Библютеке для самообразовашя» т-ва И. Д. Сытина. В. Ст. В и р а б х а д р а (Vlrabhadra: у Г г а ^ м у ж ъ , ге рой; bhadra = прекрасный, хороппй, почтенный)— одно и з ! позднейших! индпЧских! божеств!, сопут ствующих! Шиве. В. является олицетворешемъ воин ственной ярости; культъ его особенно распространенъ въ Декане; иногда В, считается даже однимъ изъ воплощешй Шивы (см. B a r t h , «Les Religions de TInde», стр. 98). Друпя поэдпейппя формы его пмени—Вирабадра, Вирапатринъ. По некоторым! преданшмъ В.—сынъ Шивы, родившлЙся изъ-локона этого послёдняго. Шива, услыхав! о смерти жены своей Сати, причиненной проклятаемъ ея отца Дакшп, въ порыве бешенства отрезалъ у себя локонъ и бросилъ на землю. Изъ него сейчасъ же родилси В., напалъ на Дакшу и отрубилъ ему голову, кото рая упала въ жертвенный огонь и сгорела. Впо следствш боги возвратили Дакше жизнь, но его го лову пришлось заменить козлиной. Поэтому однимъ изъ аксессуаровъ В., обыкновенно шестпрукаго п вооруженнаго различными орудиями истреблешя, является козлиная голова.—Ср. C o l e m a n , «ТЬе Mythology of the Hindus* (Л., 1832); M u i r , «Original Sanskrit* (2-е изд., Л., 1873). В и р а д ж ъ (властвуюиий, лучезарный: Virflj— корень raj—властвовать, ыять)—имя одной изъ эманашй верховнаго божества Брахмы илп Атмана. Въ этомъ образе, равно какъ и въ родственных! ему, выразились пантеистичесшя стремлешя индусскаго релииознаго м!росозерцашя переходнаго вре мени между веддйским! першдомъ и эпохой индий ских! средних! в е к о в ! (оте 600 г. до Р . Хр. до X Y I в. по Р . Хр.). Въ Упанишадах! В. предста вляется вышедшим! и з ! м1рового яйца Вншеша ( V i cesha), третьей и низшей и з ! последовательных!, эманащй верховнаго божества см. Go u g h , «Тпо philosophy of the Upanishads*, Л., 1882). Тело В.— MipoBoe яйцо, внешняя оболочка видвмаго Mipa или совокупность видимых! и тленных! тел!, принадле жавших! переселяющимся душам!. В. отождест* вляется также с ! целостностью бодрствующаго соэнашя, С ! совокупностью в с е х ! д у ш ! въ бодрствующемъ состояш и и т. д. В. является также сыном! Пуругаа (Purusha—человекъ), одного изъ проявлеBifl Брахмы, или, обратно, его отцомъ (Рпгведа, кн. X , гимнъ 90, 5). Позже В. изображается въ виде чудовищнаго существа, состоящего изъ двухъ разнополыхъ половинъ: мужской и женской