
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
653 ВИННАЯ МОНОШШЯ 654 Сбыть казеннаго вина по районанъ (въ тыс. вед. въ 40°). 1904 г. 1905 г. 1906 г. 1907 г. 1908 г. 1909 г. 1910 г. С£верпый . Восточный . . . . Ср.-промышлоипый . Ср.-чернозомвый . Малороссшскш Прнбалт1йск1й . САверо-эападнын . Юго-вападныи Южный . . ПрПВНСЛИЯСЕМ . Зап.-Снбнрь . Вост.-Свбнрь 5 7 10 11 4 1 3 5 12 3 2 880 530 384 355 255 505 715 610 063 905 528 944 5 8 10 12 4 1 3 5 12 3 2 2 990 675 757 016 533 437 766 849 474 592 986 260 6 580 9 667 12 546 13 451 Б 173 1 649 4 548 6 962 13 612 4 380 3 597 2 448 6 791 9 597 12 544 13 862 Б 156 1 718 4 529 6 820 14 450 4 687 3 777 2 153 6 9 12 13 4 1 4 5 14 4 4 2 655 659 034 951 896 747 442 912 534 783 219 148 6 10 11 13 4 1 4 5 14 4 4 2 431 233 339 137 788 747 289 824 429 653 388 009 6 11 12 14 5 1 4 6 15 4 4 2 919 034 408 315 195 866 447 247 837 936 313 025 Итого 69 G57 74 337 84 633 66 086 64 980 83 267 89 542 Ц е л и в в е д е п i я В. м о н о п о л и й . Черезъ всю историю русскаго пнтейнаго законодательства красной нитью проходить стремлений согласовать интересы фискальные съ интересами моральными, съ желашемъ ограничить народное ньянство. Теми же двумя моментами было мотивировано вве д е т е и нынешней В. монополии. Основные прин ципы питейной реформы сводились въ оффпцпальной nepcin къ следующему: 1) Пьянство, помимо нравственнаго вреда, вл!яетъ на экономическое благосостояние населетл и т£мъ ослабляетъ его платежеспособность; 2) для уничтожений пли сокращешл пьянства необходимо изъять питейную тор говлю изъ рукъ частныхъ лицъ, иэвлекающихъ пря мую пользу отъ поощрения пьянства; 3) для той же цЪли необходимо уничтожить распивочную торговлю водкой, такъ какъ домашнее потреблений вина подъ надзоромъ семьи должно ослаблять пьянство; 4) все частныя заведения, сохраняющая право торговли спиртными напитками, подвергаются регламентации въ впдахъ ослабления вреднаго ихъ влияния; 5) съ целью нравственнаго влияния на народъ, засчетъпптейныхъ доходовъ учреждаются особые органы—по печительства о народной трезвости, которые должны устраивать чайныя, столовыя, читальни, библио теки, народный чтения, сценнческня зрелища и др. разумный развлечения; 6) въ видахъ обезвре жен! л водки признано необходпмымъ употреблять для нея только очищенный сипртъ. Помимо этихъ оффпщальныхъ. мотивовъ, соображения фпскальныл играли но менее видную, если не господствующую роль. 1) Чрезвычайно медленно и притомъ не безъ колсбашй увеличивались питейные доходы передъ введет'емъ монополий, несмотря на неизменное уве личений акциза (въ 1864 г. аисцизъ далъ 98 милл. р.. исъ 1882 г. эта сумма поднялась до 223 мил. р., а затемъ, колеблясь изъ года въ годъ, составляла 249 милл. р., въ 1889 г., 234 въ 1893 г., 267 въ 1894 г.). Высшими органами управления неодно кратно высказывались надежды на подняпе питейнаго дохода путемъ введения В. монополн'п. Такъ, во Всеподданнейгаемъ докладе 1893 г. мин. фпнансовъ указывалъ на то, что В. монополий должна «ввести въ существующий способъ пзвлечеви'я казеннаго дохода съ питей столь киренныя изменения, которыя давали бы финансовые результаты, более со ответствуют! е затратамъ населетл на вино», чего не достигала прежняя акцизная система. 2) Вводя монопольную продажу вина, казна надеялась получить въ свои руки высоте доходы устраняемыхъ посредниковъ. 3) Не лпипенъ значения и тотъ фактъ, что В. монополия прежде всего была введена въ восточныхъ губертяхъ, где вино торговцы путемъ соглашений сумели монополизиро вать рынокъ и, сами получая высокн'я прибыли, со кратили доходы казны. Ф и н а н с о в ы е итоги В. монополий оцениваются различно. По оффнцпальнымъ даннымъ, обороты казенной продажи пи тей, въ монопольномъ районе нынешня го объема, выражаются следующими цифрами: Валовой доходъ. В ъ ЧИСТЫЙ Расходъ. ты с л ч а х ъ Годы. доходъ. р у 6 л е if. И905 1906 1907 1908 1909 1910 609 365 697 504 707 142 709 003 718 864 767 032 167 460 188 611 221 342 212 123 196 326 IBS 288 441 805 508 693 485 800 496 860 522 558 578 744 Доходъ отъ В. монополий составляетъ ныне одну пзъ важнейшихъ частей нашего государствен наго бюджета; по проекту росписи на 1912 г., напр., валовой доходъ отъ казенной продажи питей долженъ дать свыше 2694 всей суммы обыкновенныхъ доходовъ. Однако, ростъ пнтейнаго дохода не даетъ точнаго представления о доходности В. монополии. Оффищальнын данныя не учитываютъ процепта и амортизации основного капитала моно польная хозяйства, повышенныхъ издержекъ общаго управлешл и контроля и рядъ другихъ расходныхъ статей; далее, для определения чистой доходности винной монополий, какъ таковой, необходимо исклю чить те суммы, которыя получала бы казна безъ монополий отъ акциза и выдачи патентовъ. Норовъ, учитывая все подобные моменты, определяетъ чистую доходность В. монополий за 1901 г. всего въ 2 милл. руб., тогда какъ главное управлете чистый доходъ для того же года исчислило въ 52 милл. р. Левинъ доходность монополий въ 1905 г. определяетъ въ 85 милл. р.противъ442милл. р., фпгурирующихъ въ отчетныхъ данныхъ. Причину сравнительно низкой доходности В. монополий можно видеть въ многочисленныхъ дефектахъ организации и ведения казеннаго хозяйства.