
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
553 ВИЛЛЛНЕЛЛА—ВИЛЛАНОВАНУСЪ 554 Грецш, Малой Asin, Сирии и Египта произведе ния гречесисаго искусства шли столько же на уирашешо общественных* здашй, сколько на убран ство В. магнатовъ послт.днихъ временъ республики и импер1и, и въ еще большей мере—императоровъ. Постепенное приобщеше къ греко-римской куль тур*, главнымъ образомъ, з а п а д н ы х ъ п р о в и н ц i й, внйдреше и тамъ фермерскаго хозяйства и большихъ помещичьих* латифундий покрыли п эти провинции с^тью В. разныхъ типовъ. Отвлекаясь отъ обычнаго крестьянскаго дома, который мы такъ же плохо знаемъ въ провпнщлхъ, какъ и въ Италии, мы находимъ и въ Галлш, и въ Гермаши, и въ Британнш, и въ Африке какъ т и п ъ У . rustica— формы, такъ и типъ большого помещичьяго дома. Первый намъ хорошо известенъ, главнымъ образомъ въ южной Германш, Галлш, Бельпи и Британнш; второй имеется как* во всех* этихъ странахъ (хо рошо описанъ Сидошемъ Аполлинар1емъ), такъ и особенно въ Африке. И на тотъ, п на другой, по всей вероятности, повлияли въ большей мере об разцы этихъ посгроекъ въ Италии, чемъ местная традицш. Впрочемъ, вопросъ этотъ далеко еще не вылсненъ. Материалом* для выяснения являются какъ руины, особенно обильныя въ Галлш, Британ и и , Германш и Истрш, такъ и изображешя афри кански хъ больших* помещичьих* В . на половыхъ мозаикахъ, найденныхъ въ Африке (см. табл. рис. 4). Вне римскаго влияния стоитъ Востокъ, где и въ Египте, и особенно въ Сирш развивается местная традиция, когда-то оплодотворившая И т а л ш . Особенно много руинъ въ с£в. Сирш, где ' т р а д и ц ш можно проследить вплоть до поздне - внэантийскихъ вре менъ. — Литература. Для Италик — B l l l m n e r , '«Е-timische Privataltertiimer, 67 слл.; R o s t o w z e w , « J a h r b . d. d. arch. Inst.», X I X (1904), 111 слл.; P oс т о в ц е в ъ , «Эллинистически-римсиси'й архитектур ный пейзаж*» (СПБ., 1908; по-немецки: Римъ, 1910), где уи^аэана литература и для Африки. Для Германии—Sen u m a c h er, « W e s t d . Zeitschrifb ( X v , 1 слл.; фермы): H e t t n e r , ibid. I I , 1 слл.; D r a g e n d o r f f , «Rhein. Jahrb.» СУИ, 240; С Х Ш , 234 (помещичьи дома); K r o p a t s c h e k , « J a h r b . f. d. arena. Inst* (1912, 20 слл.). Для Британнш— H a v e r f i e l d , «The romanisation of Gr. B r i tain». Для С и р ш — B u t l e r , «Publications of an american expedition to Syria I I Architecture and other arts» (НьюЛоркъ, 1904). M. Ростовцевъ. В п л л а н е л л а (отъ итал. villanella)—стихотвореше, родъ пасторали. Состояло пзъ незатвйлнвыхъ куплетовъ, иногда съ повторешемъ последней строки (refrain), исполнявшихся сельскими певцами и певицами подъ какой-нибудь аискомпаниментъ. Содержаше В. вращалось почти исислючительно около робкой, нежной любви, съ меланхолическимъ оттенкомъ, при чемъ соблиодался рптмъ однообразный, легкий и быстрый. В. получила начало среди кре стьянъ Италии и Испаши въ очень отдаленное время, но известною сделалась только тогда, когда Алэнъ Шартье ввелъ ее во Францию, въ первой половине J.Y в. Мнопе французенае поэты зани мались этимъ родом* поэзш. Къ концу X Y I в. В. совершенно исчезла изъ литературы. В. послужила основашемъ хоровыхъ сочиненш X Y I и начала X Y I I ст., известныхъ подъ назвашемъ Villanella alia Napoletana. Эти хоры получили распростра н е н о не только въ Италш, но и въ большей части Европы, преимущественно во Франщи. Пи сались они въ народномъ духе; контрапунктиче ская фактура была въ нихъ менее сложная, чемъ въ мадригале. В и л л а н и (Villani)—семья итальянекпхъ пи сателей. 1) Д ж о в а н н и , хронист*, родомъ флорентпнецъ; участвовалъ въ войнахъ, которыя вела Флоренция. Составленная В. хроника, въ которую вошли события, касающияся не одной только Фло ренщи, но и всей Италии и даже Европы, доведена до 1348 г., когда В. погибъ отъ чумы. Она пред ставляетъ собой одинъ изъ драгоценнейшихъ источ никовъ по исторш того времени, особенно въ техъ частяхъ, где В. описываетъ события, евпдетелемъ которыхъ былъ онъ самъ.. Весь его трудъ проник нут* живым* сочувствиемъ къ гвельфамъ; это при даешь его разсказу известную окраску, съ которой надо считаться. Помимо своей правдивости и точ ности, хроника В. не лишена и внешнихъ до стоинств*: ея форма проста и безыскусственна, языкъ сжать и энергиченъ.—2) М а т т е о , братъ Джшваннп, продолжалъ его хронику после его смерти и, прибавивъ къ ней 1'3-ую главу, довелъ ее до 1364 г., когда умеръ отъ чумы. Онъ описывалъ только события, ему современный, и, подобно брату, отличался правдивостью. По внешней своей обра ботке его трудъ стоить значительно ниже труда Джюванни.—3) Ф и л и п п о , сынъ Маттео, ученый юристъ и судья. Написалъ «De origine civitatis florentianae et ejusdem civibus». Первая часть этого труда представляетъ лишь повтореше различ ныхъ баснословныхъ разсказовъ и никогда не была напечатана; вторая же, содержащая собственно биографш эамечательныхъ флорентинцевъ, издана Mazzucchelli въ 1747 г. въ переводе на итальян ский яз., подъ эаглав1емъ: «Vite d'uomini illustri' fiorentini etc.* (Флоренция, 1747). Первое издаше «Storia» Джюванни В. сделано въ 1562 г. во.Фло ренщи. Самыя старинный издания Маттео В.— «Storia que continua quella di Giovanni suo fratello» (Венеция, 1581) и «Storia con un'aggiunta di F i l . V . sino al 1364» (Флоренция, 1577). Муратори'евское издание, въ «Scriptores rerum Italicarum*, неудовлетворительное; более исправно издаше Моиtier (Флоренция, 1823—26), заключающее въ себе п «Vite d'uomini i l l u s t r i fiorentinia, затемъ изда ше Gherardi Dragomanni (Флоренция, 1844). Новое издание вышло въ Триесте въ 1857 г. В и л л а н и (Villani de Castello Pillonico), К а р л ъ - Д р а г о т и н ъ - M a p i f l (собственно К а р л ъ И г н а т и й ) , баронъ—чешемй писатель (1818—83). Былъ офицеромъ, но,не желал сражаться съ польскими повстанцами, въ 1846 г. вышелъ въ отставку; въ 1848 г. былъ осужден* на трехмесячное тюремное заялючеше за председательство въ патр1отическомъ обществе «Svornost». Въ 1867 г. участвовалъ въ поездке на этнографическую выставку въ Москве. Былъ депутатомъ въ чешскомъ сейме. Патрштиэмъ этого аристократа въ эпоху, когда чешское дворян ство чуждалось нащональнаго движешя, сделалъ его имя чрезвычайно популярнымъ и содействовал* успеху его мало удачныхъ произведен^, являв шихся подражашемъ польскимъ байронистам* « Ы г а а т е с » , «Ыру kv§t», «Vojensk6 грёуу», »Spisy»). Некоторый песнп В., положенный на му зыку, остались въ народе (напр., «Vyst£hovalec»; руссшй переводъ Н. Берга— «Эмпгрантъ» въ «Поэзии славянъ» Гербеля). Отдельно вышли еще его комедия «5tSdry vecer* (1869) и прозаический очерисъ «Srbsko». Внллапованусъ (Villanovanus), А рн о л ь д ъ (собственно Арнольдо Бачуоне)—испансшй алхпмнисъ (1235—1312). Преследуемый за заилтпя алхпм1ей и обвиняемый въ еретичестве, ски тался по Франщи и Италш. В.—одинъ изъ первыхъ алхимшеовъ, стремившихся къ открытая философ-