
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
857 ВЕККИ—ВЕКСЕЛЬ 858 (сборники всевоэможныхъ историко-музыкальныхъ данныхъ, извлеченныхъ изъ старинныхъ рукописей и преданий, 1877,1890,1899); «L'ancienne chanson populaire en France* (1887). Онъ написалъ исторш инстру ментовъ и инструментальной музыки и составилъ такжо каталогъ библштеки парижской консерваторш. В с к к н (Vecchi), Opanio-нтальлнскШ компо зиторъ такъ назыв. венецианской школы (ок. 1550—1605). Былъ капельмейстеромъ въ Моден*. Получилъ известность, главнымъ образомъ, какъ авторъ комедии съ пЬшемъ «Двуглавый Парнасъ» («Amfiparnasso*, commedia harmonica, Венещя, 1 97). Произведете это, любопытное каисъ одпнъ нзъ первыхъ опытовъ оперы, резко отличается отъ другого подобнаго же опыта, пропзведенпаго одновременно во Флоренщи (опера «Дафна», съ му зыкою Пери). В. напалъ на курьезную идею пору чить партш отдЪльныхъ действующихъ лицъ че тырех- ИЛИ пятпголосному хору п прпдалъ пмъ форму и полпфонпчес1;Ш стиль тогдашнихъ мадрпгаловъ. Несмотря на такую тяжеловёсную внешнюю форму, музыка «Амфппарнаса» замечательна по эисспрессии и музыкальному исомизму. В. былъ одпимъ изъ лучшнхъ тогдашнихъ композиторовъ исанцонъ и мад рпгаловъ, стремившимся въ своей музыке къ изо бразительности и живописности, а таисже превосходпымъ церисовпымъ коыпозиторомъ. Изъ его сочинеnift напечатаны: четыре книги четырсхголосныхъ канцонетъ (1580,1585, 1590), по одной книге шестиголосныхъ канцонетъ (1587), пятиголосиыхъ и шестиссмпголосныхъ мадрпгаловъ (1589 и 1583), сборникъ раэличныхъ произведешй uia 3—10 голосовъ: «Selva di varia recreazione... Madrigali, Capricci, Balli, Arie, Justiniane, Ganzonetti, Fantasie, Serenate, Dialoghi, un Lotto aunoroso* u т. д. (1590); две книги трехголосныхъ канцонетъ (1597, 1599); одна книга четырехголосныхъ ламонтащй (1597); две исниги мотеттовъна4—8 голосовъ (1590,1597); шестпголосные мотетты; сборникъ «Convito musicale» на 3—8 голосовъ (1597); собрате четырехголосныхъ гим новъ: «Hymni per totum annum* etc. (1604); весьма любопытный и ценный въ музыкальномъ отяошонш сборникъ «Le veglie di Siena ovvero i varii humori della musica moderna a 4—6 vocb, съ музыкаль ными изображешямп разныхъ характеровъ: «итог grave, allegro, dolente, lusinghiero* и т. д. (Вене ция, 1604). Книга 6 и 8-голосныхъ мессъ издана однимъ изъ его учениковъ Paulus Brausius. Осо бенно ценятся его восьмпголосная месса «1п resurrectione Domini* и мотетты. У Фетиса упо минаются еще его «Dialoghi а 6 е 8 voci* (1608). Сочинешя В. встречаются во многихъ сборникахъ конца X V I и начала X V I I вв.—См. о немъ Kiesew e t t e r , «Noch Einiges Uber V.* («Allgem. Musikal. Zeitung*, 1830); A. C a t e l a n i , «Della vitta о delle opere di V.* (1858). B e u K i u (Vecchia), П ь е т р о , делла (настоящее его имя—Muttoni), вепещансиий живоппсецъ (1605— 78), ученикъ Варотари, известный своими подра жаниями Джорджоне, Тищану п другимъ великпмъ мастерамъ Ренессанса. В. писалъ и портреты. Велы&ъ, I о а н нъ—константинопольский патpiapxb (1275 -1282), сторонншсъ церковной унш съ Рииомъ, заключенной византийскимъ императо ромъ Михаил о мъ Палеологомъ. В. былъ иизложенъ при Андроники Палеологе, расторгнувшемъ унш, и умеръ въ заточении. В. написалъ несколько со чинений въ защиту католической догматики и въ доказательство, что единеше православной церкви съ Римомъ вполне возможно. В е к к ь е т т а (Vecchietta), собственно Лоренцо дп Пьетро (1412—1480)—цтальянс1сий худож никъ. Отлитая В. изъ бронзы статуя Спасителя на главномъ алтаре госпиталя Санта Мария делла Сисала, портретъ MapiaHO Соччино въ Барджелло во Флоренщи, ucHBopifi главнаго алтаря Женскаго собора принадлежать къ числу самыхъ замечательвыхъ произведешй раннлго ренессанса. Работы В. отличаются натуралистическимъ стилемъ и свид/ьтельствуютъ о влилнш на него Донателло. Въ об ласти живописи В. следовалъ традищоннымъ идеаламъ венской школы, хотя п здесь проявляется его склонность къ натурализму. Вероятно онъ былъ ученикомъ Таддео Бартоли. Къ раннимъ проиэведешямъ В. относятся сильно пострадавшая фрески въ Сподале делла Скала въ CieHe, изображающая сцены пзъ Ветхаго и Новаго Завета. БаптистерШ Санъ Дясованни въ CieHJi почти сплошь расписанъ фресками В. п его учениковъ. Изъ станковыхъ картинъ В. самая замечательная—запрестольный обраэъ «Успеше Пресвятой Богородицы* въ соборе въ Пьяченце (1461). Целый рядъ его картинъ на ходится въ С1ене и Флоренщи. В е к л е р ъ (Weckler), Г е о р г i f i - Ф е р д и н а н д ъ — и з в е с т н ы й руссшй мозанчистъ (1800 — 1861), ученикъ римскаго мастера Малья. Первый трудъ В.—мозаичная копии съ картины Сальватора Розы «Блудный сынъ» (эта мозаика пршбретена импе ратрицей Елизаветой Алексеевной). Длл нмп. Александра 1-го В. выполнилъ мозаичные виды дворцовъ на о-вахъ Елагине и Каменномъ. Особеннаго внимании заслуживаютъ его виды загородиыхъ дворцовъ, «Внутренность церкви Капуциновъ» (съ Гране), «Отдыхающее стадо» (Поттера), «Полдень» (съ Клода Лоррена), «Преображеше» (картина Р а фаэля), «Спаситель* (съ Тищана), «Молеше о чаше* (картина Бруни), а также виды итальян ок ихъ городовъ въ рамкахъ изъ листьевъ, храня щееся въ Эрмитаже. В. специально занимался мел кой мозаикой. В е к с а — н а з в а ш е многихъ рекъ Сев. Pocciu; изъ нихъ более значительна В. Г а л и ч с к а л , Кост ромской губ., Галичскаго и Буйскаго уу.; вытекаетъ изъ Галицкаго оз., впадаетъ при гор. Буе въ р. Кострому. Длина 82 вер. Мало доступна длл судоходства. Въ древности В. называлась «Векснцей». В е к с е л л ь , I о с и ф ъ-IO л i у с ъ—фннляндсшн (шведсюй) поэтъ. Род. въ 1838 г. Въ 1860 г. В. издалъ первый сборникъ стихотворешй: «Valda ungdomsdikter* («Избранный юношесшя стихотво решй»). Главное произведете В.—мрачная, исто рическая TpareAia въ стихахъ «Daniel Hjort*, одна изъ лучшнхъ историческихъ драмъ шведской лите ратуры; переведена на чешски!, финсшй и руссшй языки («Русск. Бог.*, 1883 г. №№ 5—6 и отд., СПБ., 1883). За работой надъ нею поэта постигъ душев ный недугъ. Собрание его стихотворешй вышло въ 1868 г. (3-е изд., 1891). В е к с е л ь — ц е н н а я бумага, содержащая удовле творяющее требовашлмъ вексельнаго права обя зательство заплатить определенную сумму денегъ. Иногда это содержание В. вытекаетъ прямо изъ смысла употребленныхъ словъ («по сему В. повиненъ я заплатить»); такой Б. называется простымъ. Иногда В. по буквальному смыслу теисста со держать приказъ или поручете, данное определен ному лицу или учрежденш, заплатить сумму де негъ, но и въ этомъ случае изъ него для всехъ лицъ, поставнвшпхъ на немъ свою подпись, а также, при иэвестныхъ условшхъ, для векселедателя вы текаеть денежное обязательство. Такой! В. назы вается переводнымъ или траттоио, векселедатель— трассантомъ, тотъ, къ исому обращеиъ приказъ,— v